Preview

Дискурс

Расширенный поиск

(Философское) паломничество на Восток с заходом на Запад. Е. А. Торчинов

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-6-31-56

Аннотация

Введение. Статья посвящена рассмотрению условий и возможности позитивного исследования философии Востока. Мировой, и отечественный в том числе, опыт интерпретации текстов восточных мыслителей опирался на те познавательные методологические стратегии, которые сформировались в русле классического востоковедения и носят ярко выраженный филологический, исторический или страноведческий характер. Это формировало лишь искаженное представление о философском наследии народов Востока. Подобный подход давал основание квалифицировать анализируемые тексты либо как философскую предысторию, либо вообще как нефилософию. Поэтому целями статьи являются, во-первых, выяснение причин, по которым адекватное восприятия сущностных и конститутивных параметров философии Востока затруднено, во-вторых, прояснение тех эпистемологических априори, в пределах которых философский Восток проявится во всей полноте своих откровений. 

Методология и источники. Полученные результаты исследования опирались: 

1) на работы по истории отечественного востоковедения; 2) классические китайские (даосские и буддистские) тексты; 3) труды Е. А. Торчинова, послужившие методологическим ориентиром при написании статьи. Также внимание уделено прояснению тех необходимых «условий возможности», которые могут послужить некой методологической базовой предустановкой, исходя из которой формируется конкретный инструментальный набор, используемый при философской аналитике конкретных текстов или текстовых массивов. 

Результаты и обсуждение.В качестве примера удачного опыта философской интерпретации текстов восточных (в частности, китайских) мыслителей рассматривается наследие Е. А. Торчинова. Труды петербургского ученого можно разделить на несколько групп, объединение которых позволило создать условный макет системных целостностей – это аналитики: 1) текста; 2) теории и практики; 3) целостных конструкций; 4) доктрины, исторически проявляемой в многообразии форм; и 5) результатов, т. е. презентации собственных текстов, «стилистически» аутентичных автохтонному материалу. 

Заключение. Философия Востока – на сегодняшний день почти полностью закрытый для нас континент. Пренебрежение к исследованию Востока, свойственное отечественной науке, во многом воспроизводит ситуацию, сложившуюся в гуманитарном знании. Одной из причин является эпистемологическая предустановка, определенная настроенность нашего познавательного аппарата. Удачным примером исследования восточной философии, адекватного объекту, могут служить работы Е. А. Торчинова.  

Об авторе

Е. Г. Соколов
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Соколов Евгений Георгиевич – доктор философских наук (2002), профессор кафедры Русской философии и культуры института философии

Менделеевская линия, д. 5, Санкт-Петербург, 199034



Список литературы

1. История отечественного востоковедения до середины XIX века / отв. ред. Г. Ф. Ким, П. М. Шаститко. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.

2. Бартольдъ Р. История изучения Востока въ Европе и въ России. Леции, читанныя въ Имп. С.-Петербургском Университете. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1911.

3. Востоковедению в Санкт-Петербурге 150 лет: продолжение следует... // РАН. URL: http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4f7d30dc-672f-4ec4-93d7-b908c57f99e2 (дата обращения: 15.10.2022).

4. История института // Институт востоковедения РАН. URL: https://www.ivran.ru/aboutinstitute/history (дата обращения: 15.10.2022).

5. Кузнецова Н. А., Кулагина Л. М. Из истории советского востоковедения 1917–1969. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1970.

6. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: введение в феноменологическую философию / пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль, 2004.

7. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. H. A. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

8. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии / пер. с нем. Кн. 1. СПб.: Наука, 1993.

9. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с фр. и послесл. С. Н. Зенкина. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

10. Восточная философия // Книгогид. URL: https://knigogid.ru/genres/471-vostochnayafilosofiya (дата обращения: 15.10.2022).

11. Институту восточных рукописей РАН. URL: http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?id=2248&Itemid=137&option=com_content&task=view (дата обращения: 15.10.2022).

12. Кий Е. А. Список научных и учебно-методических трудов Евгения Алексеевича Торчинова // Религиоведение и востоковедение: первые Торчиновские чтения: материалы науч. конф., СПб., 20–21 февр. 2004 г. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. C. 135–158.

13. Торчинов Ε. Α. Τ Даосизм. «Дао-Дэ цзин». 2-е изд. / пер. Е. А. Торчинова. СПб.: Азбукаклассика: Петербургское Востоковедение, 2004.

14. Гэ Хун. Баопу-цзы / пер. с кит., коммент., предисл. Е. А. Торчинова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999.

15. Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины. У чжэнь пянь / предисл., пер. с кит., коммент. Е. А. Точинова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1994.

16. Цзун-ми. Чаньские истины / предисл., пер. с кит., коммент. Е. А. Торчинова, К. Ю. Солонина. СПб.: Издательство СПбГТУ, 1998.

17. Хун-Жэнь. Пятый чаньский патриарх. Трактат об основах совершенствования сознания (Сю синь яо лунь) / предисл., пер. с кит., коммент. Е. А. Торчинова. СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1994.

18. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. СПб.: СПб философское общество, 2000.

19. Торчинов Е. А. Даосский «проект» глазами синолога начала третьего тысячелетия // Путь Востока: межкультурная коммуникация: материалы VI молодежной науч. конф. по проблемам философии, религии, культуры Востока. Вып. 30. СПб.: СПб философское общество, 2003. С. 148–158.

20. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбука-классика: Петербургское Востоковедение, 2005.

21. Лу Kуaнь Юй. Даосская йога. Алхимия и бессмертие / пер. с англ. Е. А. Торчинова. СПб.: Орис, 1993.

22. Тоpчинов Е. А. Религии миpа: опыт запpедельного. Психотехника и тpанспеpсональные состояния. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1998.

23. Пахомов С., Рахманин А., Светлов Р. Творческое наследие Евгения Торчинова и особенности его типологии религий // Государство–религия–церковь. 2013. № 3 (31). С. 110–129.

24. Торчинов Е. А. Таинственная самка: трансперсональный роман. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2013.

25. Торчинов Е. А. Апостолы дракона (алхимический роман) // Архив российской китаистики. Т. IV. М.: Институт востоковедения РАН, 2016. С. 690–771.

26. Торчинов Е. А. Китайская рапсодия (роман странствий и инициаций) // Архив российской китаистики. Т. IV. М.: Институт востоковедения РАН, 2016. С. 772–814.

27. Кобзев А. И., Орлова Н. А. В поисках Таинственной Самки. Комментарии к трансперсональному роману Евгения Торчинова в память о 10-летии его безвременной кончины // Архив российской китаистики. Т. II. 2013. М.: Наука – Восточная литература, 2013. С. 495–517


Рецензия

Для цитирования:


Соколов Е.Г. (Философское) паломничество на Восток с заходом на Запад. Е. А. Торчинов. Дискурс. 2022;8(6):31-56. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-6-31-56

For citation:


Sokolov E.G. (Philosophical) Pilgrimage to the East with a Visit to the West. Evgeniy A. Torchinov. Discourse. 2022;8(6):31-56. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-6-31-56

Просмотров: 305


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)