Тематические доминанты рекреативности в информационном теледискурсе
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-5-129-143
Аннотация
Введение. В настоящем исследовании рассматривается тематическое многообразие рекреативности, которое представлено в виде конечного списка тематических доминант, способных организовывать вокруг себя информационное пространство дискурса и транслировать воздействующую и/или значимую информацию. Рекреативность становится неотъемлемым признаком информационного дискурса, инструментом управления настроениями, общественным мнением. Именно поэтому актуальность темы обусловливается необходимостью изучения текстообразующих инструментов реализации рекреативности. Тематические доминанты рекреативности активно участвуют в структурной организации информационного текста; реализуют широкую палитру рекреативных функций, изучение закономерностей которых определяет научную новизну исследования.
Методология и источники. В работе использовались традиционные общенаучные методы, такие как описание и классификация языкового материала, обобщение и наблюдение, целевая выборка, квантитативный анализ, а также лингвистические методы: дискурсивный, описательно-аналитический, контекстуальный, семантический анализ текста. В качестве материала исследования выбраны 400 текстов-репрезентантов информационного теледискурса, разнообразных по тематической направленности и жанровой представленности.
Результаты и обсуждение. Анализ информационного дискурса позволяет говорить о насыщенности рекреативными темами, транслирующими информацию, нацеленную на обеспечение условий для отдыха, релаксации, отвлечения от повседневных проблем и развлечения адресата. Выявлены макроструктурные компоненты, которые наиболее часто заполняются тематическими доминантами рекреативности. Показано, что тематические доминанты неравномерно располагаются на биполярной шкале позитивной – негативной рекреативности. Установлены крайняя, средняя и пороговая степени рекреативности, описаны определяющие их темы.
Заключение. Тематические доминанты рекреативности направлены на смещение фокуса описания действительности для реализации рекреативных функций (формирования психических эффектов – отвлечения, переживания; развлечения, интересного досуга и т. д.). Их экспликация представляет многослойную семиотическую систему: внешний уровень (мультимодальные ресурсы); внутренний (макро- и микроуровень). Между двумя крайними точками рекреативности находятся тексты с разным уровнем рекреативности, причем по мере убывания рекреативная функция совмещается с дополнительными, нерекреативными.
Об авторе
М. А. ГладкоБеларусь
Гладко Марина Александровна – кандидат филологических наук (2009), доцент (2010), доцент кафедры речеведения и теории коммуникации
ул. Захарова, д. 21, Минск, 220034
Список литературы
1. Федотова Н. А. Рекреативные функции СМИ. Минск: БГУ, 2014.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр. Е. А. Самарской. М.: Культурная революция, Республика, 2006.
3. Бичарова М. М., Паршина М. В. Место рекреативных жанров в системе массово-информационного дискурса // Изв. ВГПУ. Филол. науки. 2015. № 6. С. 120–127.
4. Ширяева О. В. Специфика информационного медиадискурса: (на материале деловой прессы) // Изв. ЮФУ. Филол. науки. 2014. № 4. С. 197–203.
5. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М.: Флинта: Наука, 2008.
6. Новостной медианарратив в соцсети «ВКонтакте»: дискурсивные особенности / О. Р. Алевизаки, И. Б. Александрова, Е. С. Кара-Мурза, В. В. Славкин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2021. № 3. С. 74–101. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2021.74101.
7. Kellner D. Media spectacle and media events: some critical reflections // Media Events in a Global Age. London; NY: Routledge, 2009. P. 76–92.
8. Негрышев А. А. Интерпретация действительности в новостях СМИ: некоторые приемы на уровне композиции текста // Медиаскоп. 2012. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/1071 (дата обращения: 10.12.2021).
9. Новости. Центральный регион. 01.08.2021 // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=adJSSVzhjeU (дата обращения: 10.10.2021).
10. Зона Х. Итоги недели. 02.04.2021 // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=H1A8kX7eZJk (дата обращения: 10.10.2021).
11. Кайуа Р. Игры и люди: статьи и эссе по социологии культуры / пер. с фр. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007.
12. Твой город. 21.01.2018 // Белтелерадиокомпания. URL: https://www.tvr.by/videogallery/informatsionno-analiticheskie/tvoy-gorod/ (дата обращения: 10.10.2021).
13. Вокруг планеты. 14.06.2016 // Белтелерадиокомпания. URL: https://www.tvr.by/videogallery/informatsionno-analiticheskie/vokrug-planety/ (дата обращения: 10.10.2021).
14. Твой город. 21.06.2020 // Белтелерадиокомпания. URL: https://www.tvr.by/videogallery/informatsionno-analiticheskie/tvoy-gorod/ (дата обращения: 10.10.2021).
15. Твой город. 21.01.2019 // Белтелерадиокомпания. URL: https://www.tvr.by/videogallery/informatsionno-analiticheskie/tvoy-gorod/ (дата обращения: 10.10.2021).
16. Спрэг де Камп Л. Лавкрафт: биография / пер. с англ. Д. В. Попова. СПб.: Амфора, 2008.
17. Вокруг планеты. 15.08.2021 // Белтелерадиокомпания. URL: https://www.tvr.by/videogallery/informatsionno-analiticheskie/vokrug-planety/ (дата обращения: 10.10.2021).
18. Зона Х. 13.03.2020 // Белтелерадиокомпания. URL: https://www.tvr.by/videogallery/informatsionno-analiticheskie/zona-x/ (дата обращения: 10.10.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Гладко М.А. Тематические доминанты рекреативности в информационном теледискурсе. Дискурс. 2022;8(5):129-143. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-5-129-143
For citation:
Gladko M.A. Recreational Thematic Dominants in News TV Discourse. Discourse. 2022;8(5):129-143. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-5-129-143