Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Социальное предпринимательство в России как актуальная коммуникационная деятельность

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-5-91-105

Аннотация

Введение. Цели статьи – анализ проблемы развития социального предпринимательства (СП) в России и определение его роли в российском обществе. Актуальность и научная новизна статьи раскрываются в проведенном обзоре и анализе широкого спектра используемых коммуникационных инструментов продвижения социально ориентированных предприятий, реализованных на протяжении последних пяти лет в России. 

Методология и источники. Авторы основывались на концепциях исследователей  С. Р. Ахмадиевой, Ю. В. Ходковской, А. Ф. Ахмадиевой, Н. Н. Киселевой, Е. А. Агеевой,  Л. С. Пеховой, С. М. Талерчика и др. Также авторы опираются на российское гражданское законодательство. В проведенном исследовании были использованы теоретические методы – анализ и синтез, а также эмпирические методы – анализ документов, сетевых источников информации, контент-анализ постов в социальных сетях.  

Результаты и обсуждение. Авторы обозначили теоретико-методологическую основу исследования социального предпринимательства, выявили специфику его развития. В ходе исследования было установлено, что спектр инструментов продвижения социальных предприятий шире, чем у коммерческих организаций, однако основной проблемой остается нехватка прежде всего человеческих ресурсов на осуществление масштабной и комплексной PR-деятельности. Также изучение социального предпринимательства позволит выявить и тщательно проанализировать положительные и отрицательные стороны данной инновационной модели ведения бизнеса. Это, в свою очередь, позволит эффективно внедрить социальное предпринимательство в экономическую и социокультурную жизнь как новый способ улучшения социально-экономического благополучия людей. Данные факторы можно рассматривать на уровне как отдельно взятого региона, так и российского общества в целом. Таким образом, авторы выявляют стратегическую роль социального предпринимательства в организации человекоцентричного российского общества.

Заключение. Актуальность изучения социального предпринимательства и его развития в обществе обусловлена тем, что оно является новой деятельностью. Многие проблемы социального предпринимательства недостаточно изучены, и это влияет на качественную аргументацию при обсуждении данного явления. Также феномен социального предпринимательства еще не укоренился в сознании многих людей как важный элемент развития общественных отношений.

Об авторах

А. В. Пряхина
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Пряхина Анна Валентиновна – кандидат философских наук (2006), доцент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью

ул. Садовая, д. 21, Санкт-Петербург, 191023



Д. А. Багдасарян
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Багдасарян Диана Арцруновна – магистрант (2-й курс) кафедры английской филологии и перевода

ул. Садовая, д. 21, Санкт-Петербург, 191023



А. М. Буковская
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Буковская Алиса Максимовна – студентка (4-й курс) кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью

ул. Садовая, д. 21, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Baumol W. J. Entrepreneurship: Productive, Unproductive, and Destructive // J. of Political Economy. 1990. Vol. 98, no. 5. Part 1. P. 893–921.

2. Leadbeater Ch. The Rise of the Social Enterpreneur. London: Demos, 1997.

3. Киселева Н. Н., Агеева Е. А., Пехова Л. С. Эволюция социального предпринимательства: зарубежный опыт и российская практика // Гуманитарные технологии в современном мире: IX междунар. науч.-практ. конф., Калининград, 3–5 июня 2021 г. / РАНХиГС. Калининград, 2021. С. 557–567.

4. Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в части закрепления понятий “социальное предпринимательство”, “социальное предприятие”». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201907260077 (дата обращения: 31.10.2021).

5. В Совете Федерации обсудили вопросы развития социального предпринимательства в регионах // Совет Федерации Федерального Собрания РФ. 2020. URL: http://council.gov.ru/events/committees/121667/ (дата обращения: 31.10.2021).

6. Социальное предпринимательство в России: образ будущего и перспективы развития: краткое резюме по результатам экспертного исследования // ЦИРКОН. 2021. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/04f/sotsialnoe-predprinimatelstvo-perspektivy-razvitiya-kratkoerezyume-issledovaniya.pdf (дата обращения: 31.10.2021).

7. Эксперты назвали причины медленного развития социального бизнеса в России // ТАСС. 2021. 2 марта. URL: https://tass.ru/ekonomika/10811503 (дата обращения: 31.10.2021).

8. Талерчик С. М. Социальное предпринимательство как способ продвижения социальных инноваций // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: мат. VII ежегод. междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, Санкт-Петербург, 08–09 июня 2018 г. / Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. СПб., 2018. С. 139–143.

9. Ахмадиева С. Р., Ходковская Ю. В., Ахмадиева А. Ф. Развитие социального предпринимательства в России // Инновации и инвестиции. 2021. № 4. C. 38–40.

10. ЗайцеваЕ. «Почта России» запускает программу трудоустройства беженцев // Газета.ru. 2022. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2022/03/05/17385961.shtml (дата обращения: 22.07.2022).

11. Табунов М. Интервью: как стать социальным предпринимателем, и почему это выгодно // РБК+. 2020. 31 августа. URL: https://nsk.plus.rbc.ru/news/5f486e977a8aa901222dbcbb (дата обращения: 31.10.2021).

12. Зверева Н. И. Атлас практик развития социального предпринимательства. М.: ФРСП «Наше будущее», 2019.

13. Блажчишина У. Долгий путь к реестру. Почему социальные предприниматели не спешат подтверждать свой статус // Росс. газ. 25.09.2020. № 188 (8242). URL: https://rg.ru/2020/08/25/reg-szfo/pochemu-socialnye-predprinimateli-ne-speshat-podtverzhdat-svoj-status.html (дата обращения: 20.07.2022).

14. «Социальное предприятие» – статус, активно поддерживаемый государством // Зебра ТВ. 22.09.2021. URL: https://zebra-tv.ru/novosti/biznes/sotsialnoe-predpriyatie-status-aktivnopodderzhivaemyy-gosudarstvom/ (дата обращения: 20.07.2022).

15. Об ассоциации // Ассоциация социальных предпринимателей. URL: https://aspdelo.ru/ob-assotsiatsii/ (дата обращения: 31.10.2021).

16. Бизнес напоказ: они не дают взяток и ведут дела в открытую // Редакция. YouTube. 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=hVVSpXK_ko0&t=2435s (дата обращения: 20.07.2022).

17. Крем-мед с ягодками. Строим цех // Boomstarter. 2014. URL: https://boomstarter.ru/projects/85183/krem-med_s_yagodkami_stroim_tseh (дата обращения: 31.10.2021).

18. На благотворительный концерт группы «Чайф» в деревне Малый Турыш продано более 2 тысяч билетов // Коммерсантъ. 2018. 30 июля. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3700881 (дата обращения: 31.10.2021).

19. Гузель Санжапова: как спасти деревню и заработать // Скажи Гордеевой. YouTube. 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ls80mWkg_CE (дата обращения: 31.10.2021).

20. Проект «Крыша Турыша»: про строительство общественного центра и цели на реалитишоу // Справочная. 2020. 2 июня. URL: https://allo.tochka.com/reality-episode-3 (дата обращения: 31.10.2021).

21. Шляхов Е. Социальное предпринимательство и краудфандинг: большие планы Малого Турыша // Biz360. 2018. 7 мая. URL: https://biz360.ru/materials/sotsialnoe-predprinimatelstvo-ikraudfanding-bolshie-plany-malogo-turysha/ (дата обращения: 31.10.2021).

22. Компания «Леруа Мерлен» запустила конкурс поддержки социальных проектов // Retail.ru. 2021. 29 октября. URL: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/kompaniya-lerua-merlenzapustila-konkurs-podderzhki-sotsialnykh-proektov/ (дата обращения: 31.10.2021).

23. Онлайн-курс по развитию малых территорий #Незавалинка 4.0 // Altourism. 2021. URL: https://altourism.ru/nezavalinka (дата обращения: 31.10.2021).

24. Скопинцева Л. Социальный бизнес и краудфандинг: правила сбора // Новый бизнес. Социальное предпринимательство. 2016. 17 июня. URL: http://nb-forum.ru/useful/advices/sosialbusiness-pravila-sbora (дата обращения: 31.10.2021).

25. Надточий Е. «Альдегиды звучат как флейта». Незрячие люди стали авторами парфюмерных композиций // Такие дела. 2020. 30 августа. URL: https://takiedela.ru/news/2020/08/30/parfyum-nezryachikh-lyudey/ (дата обращения: 31.10.2021).

26. Социальное предпринимательство: особое внимание города // Малый бизнес Москвы. 2022. URL: https://mbm.mos.ru/special/socialnoe-predprinimatelstvo (дата обращения: 22.07.2022).

27. Человек в центре системы: что говорили на ПМЭФ про благотворительность и некоммерческий сектор // Фонд «Наше будущее». 2022. URL: https://www.nb-fund.ru/presscenter/media-about-us/chelovek-v-tsentre-sistemy-chto-govorili-na-pmef-pro-blagotvoritelnost-inekommercheskiy-sektor/ (дата обращения: 22.07.2022).

28. Бизнес с человеческим лицом: как город поддерживает социальное предпринимательство // Эксперт. 2022. URL: https://expert.ru/2022/06/24/biznes-s-chelovecheskim-litsom-kak-gorodpodderzhivayet-sotsialnoye-predprinimatelstvo/ (дата обращения: 20.07.2022).

29. «Лента» готова трудоустроить беженцев из Донбасса // Лента. 2022. URL: https://lenta.com/o-kompanii/news/-----33/ (дата обращения: 22.07.2022).

30. «Магнит» переобучит беженцев и потерявших работу петербуржцев // Деловой Петербург. 2022. 30 марта. URL: https://www.dp.ru/a/2022/03/30/Magnit_pereobuchit_poter (дата обращения: 22.07.2022).

31. Гурова С. Почему брендам стоит продолжать говорить о ценностях // РБК Тренды. 2022. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/626b88cf9a7947cefa6b3128?page=tag&nick=opinion&from=infinityscroll (дата обращения: 22.07.2022).

32. Edelman Trust Barometer 2021. URL: https://www.edelman.com/sites/g/files/aatuss191/files/2021-03/2021%20Edelman%20Trust%20Barometer.pdf (дата обращения: 22.07.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Пряхина А.В., Багдасарян Д.А., Буковская А.М. Социальное предпринимательство в России как актуальная коммуникационная деятельность. Дискурс. 2022;8(5):91-105. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-5-91-105

For citation:


Pryakhina A.V., Bagdasaryan D.A., Bukovskaya A.M. Social Entrepreneurship in Russia as a Topical Communication Activity. Discourse. 2022;8(5):91-105. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-5-91-105

Просмотров: 436


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)