Дзига Вертов и Уолт Уитмен: поэтический образ в документальном кино
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-1-51-63
Аннотация
Введение. Статья посвящена малоисследованному вопросу влияния американского поэта Уолта Уитмена на творчество советского режиссера Дзиги Вертова. Художественный мир фильмов и литературных опытов документалиста во многом вдохновлен образами поэзии американца.
Методология и источники. На основе сценариев, стихов и архивных документов Вертова автор статьи анализирует феномен диалога режиссера с Уитменом. При сравнительном анализе эстетики двух художников выявлено, что философские идеи и образная система американского поэта являлись объектами художественной рефлексии в документальных фильмах режиссера.
Результаты и обсуждение. В данной статье анализируются лейтмотивы творчества Дзиги Вертова, которые, по мысли автора, рождались под серьезным влиянием поэзии Уолта Уитмена. Образы и идеи творчества американского поэта возникают в текстах режиссера в начале 1920-х гг., уже в первых манифестах Вертов вводит образ «электрического человека», который во многом соотносится с аналогичным в лирике Уитмена. Автор указывает, что ветхозаветный Адам появляется в текстах и стихах Вертова также под прямым влиянием американского поэта. В статье исследуется модель государства и общества в творчестве Вертова и Уитмена. Автор находит сходство двух художников в отношении к гражданину и личности, стремлению к равенству и эмансипации, поиску духовного начала в коллективизме. Отдельно анализируются образы Ленина и Линкольна. Выявлены семантические параллели между ними в поэтике Вертова и Уитмена, показаны их прямые сопоставления в жанре, образности и подходах художников.
Заключение. Анализ и сопоставление образов и мотивов творчества Дзиги Вертова и Уолта Уитмена позволяют раскрыть новые грани эстетики и философии кино советского режиссера. Автор отмечает, что идеологическая основа его картин зачастую скрывала подлинные творческие интенции к поиску интертекстуальности, раскрытию поэтического образа в неигровом кино.
Ключевые слова
Об авторе
К. Л. ГорячокРоссия
Горячок Кирилл Леонидович – научный сотрудник Сектора художественных проблем массмедиа
Козицкий пер., д. 5, Москва, 125009
Список литературы
1. Абрамов Н. П. Дзига Вертов. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962.
2. Рошаль Л. М. Дзига Вертов. М.: Искусство, 1982.
3. Michelson A. Kino-eye: The writings of Dziga Vertov. California: Univ. of California Press, 1984.
4. Singer B. Connoisseurs of Chaos: Whitman, Vertov and the «Poetic Survey» // Literature/Film Quaterly. 1987. Vol. 15, № 4. P. 247–258.
5. Hicks J. Dziga Vertov. Defining documentary film. London; N. Y.: I. B. Tauris & Co Ltd, 2007.
6. Kunichika M. «The ecstasy of breadth»: the odic and the Whitmanesque style in Dziga Vertov`s «One Sixth World» (1926) // Studies in Russian & Soviet Cinema. 2012. Vol. 6, № 1. P. 53–74. DOI: https://doi.org/10.1386/srsc.6.1.53_1.
7. Вертов Д. Из наследия: в 2 т. Т. 1. М.: Эйзенштейн-центр, 2004.
8. Вертов Д. Из наследия: в 2 т. Т. 2. М.: Эйзенштейн-центр, 2008.
9. Пронин А. Бумажный Вертов / Целлулоидный Маяковский. М.: Новое литературное обозрение, 2019.
10. Вертов Д. Миру – глаза. Стихи / сост. К. Л. Горячок. СПб.: Порядок слов, 2020.
11. Генри Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Уолт Уитмен. Стихотворения и поэмы. Эмили Дикинсон. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1976.
12. Чуковский К. И. Мой Уитмен. М.: Прогресс, 1966.
13. Делез Ж. Уитмен // Критика и клиника / пер. с франц. О. Е. Волчек, С. Л. Фокина. СПб.: Machina, 2002.
14. Шуб Э. Крупным планом. М.: Искусство, 1959.
15. Lines of Resistance. Dziga Vertov and the Twenties / ed. Yu. Tsivian. Pordenone: Le Giornate Del Cinema Muto, 2004.
16. Вертов Д. Тетрадь и разрозненные листы с набросками сценария документального фильма «Шестая часть мира», дневниковыми записями, записями для памяти и др. // Ф. 2091. Оп. 2. Ед. хр. 235. Л. 5. М.: РГАЛИ.
17. Маккей Дж. Энергия кино: Процесс и метанарратив в фильме Дзиги Вертова «Одиннадцатый» (1928) / пер. с англ. Л. Разгулиной // Новое литературное обозрение. 2014. № 5 (129). С. 17–35.
18. Хитрова Д. Сюжет «Кино-глаза» // Киноведческие записки. 2013. № 104–105. С. 95–118.
Рецензия
Для цитирования:
Горячок К.Л. Дзига Вертов и Уолт Уитмен: поэтический образ в документальном кино. Дискурс. 2022;8(1):51–63. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-1-51-63
For citation:
Goryachok K.L. Dziga Vertov and Walt Whitman: Poetic Image in Documentary Films. Discourse. 2022;8(1):51–63. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-1-51-63