Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Трансформация художественных образов мирового и отечественного кино в эпоху постмодерна

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-6-42-61

Полный текст:

Аннотация

Введение. В последней трети XX в. в различных сферах общественной жизни появились новые явления, которые позволили характеризовать это время как эпоху постмодерна. Культурные процессы этой эпохи получили название постмодернизма. Несмотря на значительную научную литературу, посвященную данной проблеме, она остается предметом дискуссий, что актуализирует задачу ее дальнейшего изучения. В статье культура постмодерна раскрывается через призму мирового и отечественного кино. Трансформация художественных образов в кинематографе анализируется в историко-культурологическом и философском аспектах, что является элементом научной новизны.

Методология и источники. Методология исследования строится на анализе источников и литературы с учетом междисциплинарных подходов. Теоретической основой являются работы зарубежных (Ф. Джеймисон, Ж. Лакан) и отечественных исследователей (В. М. Дианова, И. П. Ильин, Н. А. Хренов). Различные источники (кино-, фотодокументы, воспоминания, интервью, киносценарии) дают многомерную картину творческих поисков выдающихся деятелей киноискусства. Используются исторический, сравнительный, системный и семиотический методы исследования. Применяются формационный и цивилизационный подходы, что дает новый ракурс в понимании культурных феноменов.

Результаты и обсуждение. Художественные образы мирового кино концептуально рассматриваются в сравнительном анализе довоенной и послевоенной эпохи. Отечественное киноискусство в эпоху постмодерна исследуется в контексте общемировых и европейских процессов, что позволяет выявить его общие и особенные черты.

Результаты исследования показывают, что в последней трети XX в. художественный язык мирового кинематографа претерпел значительную трансформацию. Катализатором художественной эволюции выступили радикальные перемены в социуме послевоенной Европы и их отражение в философском дискурсе. Отечественный кинематограф отражал в своем развитии общемировые тенденции. Однако культурное развитие российского социума в эпоху постмодерна совпало с системным кризисом и распадом государственности. Это определило специфику русского постмодернизма, его философскую и культурологическую направленность. В этой связи очевидна актуальность проблемы изучения культурной динамики духовных процессов позднего советского периода и постсоветской России, в том числе в кинематографе.

Заключение. Кинематограф как важнейший феномен культуры в полной мере отражает динамику современных духовных процессов, поэтому изучение художественных образов мирового и отечественного кино в эпоху постмодерна представляет значительный научный интерес. Применение междисциплинарных, комплексных подходов с учетом достижений зарубежных и отечественных исследователей позволяет получить многомерную картину духовной трансформации общества. Непредвзятое понимание культурно-исторического опыта последней трети XX в. позволяет лучше понять современный мир, ибо без анализа прошлого немыслимо настоящее и будущее.

Об авторе

О. В. Андреева
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Андреева Ольга Владимировна – старший преподаватель кафедры истории культуры государства и права

ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376, Россия



Список литературы

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ.; под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.

2. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. № 4 (25). 2000. C. 63–77.

3. Лакан Ж. О бессмыслице и структуре Бога // Метафизические исследования. Вып. 14. Статус иного / пер. с фр. А. К. Черноглазова. СПб.: Изд-во С.-Пб. филос. общ.: Алетейя. 2000. С. 218–231.

4. Хассан И. К концепции постмодернизма / пер. К. Дегтярева, А. Карпова. URL: https://culturolog.ru/content/view/2765/68/ (дата обращения: 30.09.2021).

5. Ильин И. П. Постмодернизм: словарь терминов. М.: ИНИОН РАН – Intrada, 2001.

6. Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999.

7. Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2012.

8. Маньковская Н. Б. Постмодернизм в эстетике // Философская антропология: эл. научн. журн. 2018. Т. 4, № 1. С. 192–230. DOI: 10.21146/2414-3715-2018-4-1-192-230.

9. Гранин Ю. Д. Идеология постмодернизма и ее влияние на трансформацию языка социальных наук // Гуманитарный вестник: сетевой журн. 2018. № 5 (67). URL: http://hmbul.ru/catalog/hum/phil/526.html (дата обращения: 30.09.2021). DOI: 10.18698/2306-8477-2018-5-526.

10. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Олейникова. М.: Изд-во Института Гайдара, 2019.

11. Матис Э. Культовое кино и сексуальное насилие / пер. с англ. Л. Медведевой // Логос. 2012. № 6 (90). C. 157–179.

12. Кавани Л. Ночной портье / пер. с итал. К. Дьяконова // Искусство кино. 1991. № 6. C. 149–175.

13. Шлыкова С. П. Трансгрессия в авангардном искусстве XX – начала XXI вв.: автореф.

14. дис. ... канд. искусствовед. / Сарат. гос. консерватория (академ.) им. Л. В. Собинова. Саратов, 2013.

15. Марусенков В. В. Реконструкция прошлого в реальности экранной образности // Вестник ВГИК. 2020. Т. 12, № 2 (44). C. 50–60. DOI: https://doi.org/10.17816/VGIK34130.

16. Зонтаг С. Магический фашизм / пер. Н. Цыркун // Искусство кино. 1991. № 6. C. 50–57.

17. Кумылганова И. А. Проблемы классификационных систем теле- и киноиндустрии США в защите детей от нежелательной аудиовизуальной информации // Медиаскоп: эл. науч. журнал. 2009. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/issues/237 (дата обращения: 30.09.2021).

18. Бертолуччи Б. Мое прекрасное наваждение: воспоминания, письма, беседы (1962–2010) / пер. с итал. Т. Риччо. М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2012.

19. Кон И. С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14, № 1 (54). С. 51–65.

20. Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2011.

21. Хренов Н. А. Образы «Великого разрыва». Кино в контексте смены культурных циклов. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

22. Тарковский А. А. Запечатленное время // Андрей Тарковский. Архивы. Документы. Воспоминания. М.: Подкова: Эксмо-Пресс, 2002. С. 95–351.

23. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973.

24. Мишарин А., Тарковский А. Зеркало // Киносценарии. № 6. 1994. С. 3–46.

25. Михеева Ю. В. Дуализм символики воды в фильмах А. Тарковского и К. Лопушанского // Художественная культура. 2020. № 1 (32). С. 295–314.

26. Хренов Н. А. Последователи дискурса А. Тарковского в современной российской кинорежиссуре: А. Звягинцев // Ярославский педагогический вестн. 2018. № 3. C. 264–276. DOI: 10.24411/1813–145X-2018–10088.


Рецензия

Для цитирования:


Андреева О.В. Трансформация художественных образов мирового и отечественного кино в эпоху постмодерна. Дискурс. 2021;7(6):42-61. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-6-42-61

For citation:


Andreeva O.V. Transformation of Artistic Imageries of the World and National Cinema in the Era of Postmodern. Discourse. 2021;7(6):42-61. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-6-42-61

Просмотров: 52


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)