Эволюция взглядов на ценность научного знания в западной философии
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-6-28-41
Аннотация
Введение. В статье проанализирована эволюция взглядов на ценность научного знания в различных направлениях западной философии, начиная с античного периода до XX в. Актуальность статьи обусловлена тем, что взгляд на научное знание как на ценность научной реальности является достаточно новым явлением.
Методология и источники. Методологическая основа работы – культурфилософский анализ различных точек зрения в произведениях как античных философов, так и мыслителей эпохи Возрождения, Нового времени (Платона, Аристотеля, Пифагора, Фомы Аквинского, Леонардо да Винчи, Ф. Бэкона, Локка, Гоббса, Декарта, Спинозы), а также в работах О. Конта, Спенсера, Маха, Пуанкаре, Пирса, Джеймса, Дьюи, Ясперса, Б. Рассела и др. (т. е. представителей позитивизма, экзистенциализма, неотомизма).
Результаты и обсуждение. Сегодня можно выделить два направления отношения к науке: либо ее абсолютизация – сциентизм, либо противопоставляемый науке культ абстрактного человека – антропологизм. Это следствие тех изменений во взглядах на научное знание, которые происходили на протяжении всей истории развития науки. Так, в античный период ценность науки определялась, во-первых, не по отношению к практической деятельности человека, а лишь по ее отношению к знанию и познанию, во-вторых, как способ саморазвития личности. В Средние века наука – «служанка» богословия. В эпоху Возрождения перед наукой вставали новые задачи: первая – антирелигиозное понимание сущности человека, вторая – обоснование роли научного знания как для практики, так и для миропонимания в целом. Именно на этом понимании значения научного знания были построены концепции философов XVII-XVIII вв., и они господствовали вплоть до середины XIX в. С этого периода начинает доминировать односторонний подход: отрицается мировоззренческая роль ценности науки и берется только ее прагматическая ценность. Наряду с этим возникает и критическое отношение к науке, которое перерастает затем в антисциентизм. Сегодня пессимистический подход (постмодернизм, например) к рассмотрению ценности научного знания характерен для современных философских течений, отрицающих не только ценность научного знания, но и само знание.
Заключение. Оценка научного познания в западной философии претерпела существенные изменения. Если в классической философии за малым исключением преобладало признание всесторонней ценности науки, т. е. ее мировоззренческой, гуманистической и практической ценности, то в дальнейшем ставятся под сомнение все эти три основные аспекта ценности научного знания. В крайних формах это ведет к появлению антисциентизма, для которого именно развитие научного познания – источник бедствий и страданий человека.
Ключевые слова
Об авторе
Л. А. ПафомоваРоссия
Пафомова Людмила Алексеевна – кандидат философских наук (1977), доцент кафедры философии
ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376, Россия
Список литературы
1. Мамардашвили М. К. Лекция 9 // Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997. С. 140–163.
2. Платон. Государство. Книга 6 // Платон. Сочинения: в 4-х т. Т. 3. Ч. 1. / под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. СПб.: СПбГУ; Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 310–348.
3. Барановский В. Е. Метафизика эстетического (онтология, гносеология, диалектика). М.: НВП «ИНЭК», 2011.
4. Гартман Н. К основоположению онтологии / пер. с нем. Ю. В. Медведева; под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2003.
5. Богатов М. Манифест онтологии: М.: Скименъ, 2007.
6. Возможные миры. Семантика, онтология, метафизика / отв. ред. Е. Г. Драгалина-Черная. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2011.
7. Жеребкин С. Нестабильные онтологии в современной философии. СПб.: Алетейя, 2013.
Рецензия
Для цитирования:
Пафомова Л.А. Эволюция взглядов на ценность научного знания в западной философии. Дискурс. 2021;7(6):28-41. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-6-28-41
For citation:
Pafomova L.A. Evolution of Views on the Value of Scientific Knowledge in Western Philosophy. Discourse. 2021;7(6):28-41. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-6-28-41