Изучение своей родословной как фактор культурной самоидентификации личности
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-1-62-71
Аннотация
Введение. В статье рассматривается проблема культурной самоидентификации личности под влиянием изучения своей родословной. Научная новизна данной статьи обусловлена вниманием к психологическим аспектам самоидентификации личности под влиянием изучения человеком своей родословной, причем прежде всего в ситуации обнаружения им нежелательной информации о прошлом своей семьи. Выдвинута гипотеза, что мотивы, связанные с потребностью переосмысления своей социальной роли в аспекте ответственности за деяния предков, не играют существенной роли при изучении истории своей семьи.
Методология и источники. В статье анализируются результаты пилотажного интернет-исследования, проведенного с целью определения мотивов и методов изучения человеком своей родословной, а также стабильности интереса к этой деятельности. Целевой аудиторией данного исследования были все, кто заинтересован в изучении своих предков, независимо от возраста или профессиональной принадлежности. Использовалась анкета полузакрытого типа. Всего было опрошено 154 чел.
Результаты и обсуждения. Результаты исследования показали, что у 46,8 % респондентов интерес к своей родословной имеет игровую природу; 37,0 % желают через историю своей семьи лучше понять историю своей страны; 33,0 % опрошенных интересуются родословной для того, чтобы лучше разобраться в мотивах своего поведения (что является необходимым компонентом самоидентификации личности); 32,0 % чтобы найти предков, которыми можно было бы гордиться. Однако в случае обнаружения нежелательной информации о жизни своих предков готовы сделать выводы относительно собственной жизни менее 4 % респондентов.
Заключение. Автор считает, что выдвинутая в статье гипотеза о том, что мотивы, связанные с потребностью переосмысления своей социальной роли в аспекте ответственности за деяния предков, не играют существенной роли при изучении истории своей семьи, подтверждается результатами проведенного исследования. В случае обнаружения нежелательных результатов преимущественно актуализируются защитные механизмы, обеспечивая сохранение психологического комфорта.
Об авторе
М. Е. КудрявцеваРоссия
Кудрявцева Мария Евгеньевна – доктор педагогических наук (2009), доцент (2008), профессор кафедры связей с общественностью. Автор 140 научных публикаций. Сфера научных интересов: психология и педагогика творчества, самоидентификация и развитие личности, свобода и ответственность личности в медиапространстве.
ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376
Список литературы
1. Psychologies. Зачем мы ищем своих предков. URL: http://www.psychologies.ru/roditeli/generations/zachem-myi-ischem-svoih-predkov/ (дата обращения: 07.10.2019).
2. Гладышев Д. Тезисы Уральских родоведческих конференций «Принятие прошлого во имя психологического благополучия». URL: http://www.okorneva.ru/tezisyi-uralskih-rodovedcheskih-konferentsiy/prinyatie-proshlogo-vo-imya-psihologicheskogo-blagopoluchiya/ (дата обращения: 07.10.2019).
3. Интерес россиян к своей родословной и традициям своей семьи. URL: https://soobshestvo.ru/issledovaniya/reliz-issledovaniya-interes-rossiyan-k-svoej-rodoslovnoj-i-traditsiyamsvoej-semi/ (дата обращения: 07.10.2019).
4. Лагойда Н. Г. Изучение истории семьи и ее значение для современной молодежи // Вестн. БГУ. 2008. № 5. С. 225–232.
5. Извеков И. Н., Зимовина О. А. Генеалогическая культура в системе влияний на саморазвитие самосознания молодежи в регионах России // Региональные проблемы. 2014. Т. 17, № 2. С. 97–100.
6. Бабушкина О. Ю. Особенности организации генеалогических исследований школьниками // Исследователь/Researcher. 2009. № 2. С. 166–179.
7. Аксельрод В. И. Соединить разорванную нить // Вестн. Акад. детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 2 (107). С. 72–79.
8. Полевая И. А. «Чьих будете» (опыт составления родословной) // Вестн. Акад. детскоюношеского туризма и краеведения. 2015. № 3. С. 178–184.
9. Гуткевич Е. В. Современная семья в аспекте психологии здоровья личности: проблемы развития и возможности превенции // Сибирский психол. журн. 2014. № 51. С. 120–131.
10. Токарев А. С. «Бессмертный полк» – символический анализ // Вестн. Пермского научного центра УРО РАН. 2016. № 5. С. 77–85.
11. Тычинина М. Сокровища архива. Что расскажут документы эвакуации из блокадного Ленинграда? URL: http://frompastwithlove.com/kak-iskat-predkov (дата обращения: 07.10.2019).
12. Сапоровская М. В. Теория и практика исследования межпоколенной связи в семейном контексте // Психол. исслед.: электрон. журн. 2010. № 1 (9). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n1-9/287-saporovskaya9.html (дата обращения: 03.11.2019).
13. Нескрябина О. Ф. Тема русской духовной традиции в медиадискурсе // Вестн. Сибирского юрид. ин-та МВД России. 2010. № 2 (6). С. 90–95.
14. Соловьев Г. Е. Судьбоанализ Леопольда Зонди // Вестн. Удмуртского ун-та. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2005. № 9. С. 35–45.
15. Шутценбергер А. А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / пер. с фр. И. К. Масалкова; ред. М. Бурняшев. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.
16. Дольто Ф. На стороне ребенка / пер. с фр. Е. В. Баевской, О. В. Давтян. Екатеринбург: Рама Паблишинг. 2010.
Рецензия
Для цитирования:
Кудрявцева М.Е. Изучение своей родословной как фактор культурной самоидентификации личности. Дискурс. 2020;6(1):62-71. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-1-62-71
For citation:
Kudryavtseva M.E. Studying Genealogy as a Factor of Cultural Self-Identification of the Person. Discourse. 2020;6(1):62-71. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-1-62-71