Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Социальный портрет студента как компонент мониторинга качества организации образовательного процесса

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-5-64-75

Аннотация

Введение. Сегодня одним из критериев оценки качества образования является мнение обучающихся об образовательных услугах. Магистранты программ заочной формы обучения представляют собой специфическую студенческую аудиторию. Особенности данной категории формируют социальный портрет студента, обладающий информационным потенциалом для организации эффективного образовательного процесса, адаптированного под «целевую аудиторию». 

Методология и источники. В 2018–2019 учебном году автором было проведено эмпирическое социологическое исследование посредством анонимного интернетопроса студентов-магистрантов первого курса заочного отделения.

Результаты и обсуждение. В результате проведенного опроса получены ответы респондентов, характеризующие особенности их жизни, социокультурной среды, профессиональной деятельности и факторы формирования мотивов образовательной деятельности. Собранная информация представлена в таблицах, что позволило сформировать «числовой» контур социального портрета магистранта-заочника. Итогом эмпирического исследования стало описание собирательного образа студента, обучающегося заочно в магистратуре. Активная профессиональная деятельность, нацеленность на успех, ограничение временного ресурса и т. п. обусловили содержание пожеланий по улучшению условий и процесса образовательной деятельности. Основные коррективы должны коснуться эффективного планирования учебного процесса, методического обеспечения аудиторных и внеаудиторных занятий, создания комфортных условий для длительного нахождения в учебном заведении и общения с сокурсниками.

Заключение. Социальный портрет обучающихся содержит в себе информацию об их типичных представителях, социокультурной среде жизни. Регулярный мониторинг динамики социально-значимых характеристик обучающихся позволяет оперативно проводить корректировки, улучшающие качество образования. 

Об авторе

А. А. Бесчасная
Северо-Западный институт управления РАНХиГС
Россия

Бесчасная Альбина Ахметовна – доктор социологических наук (2017), доцент (2008), профессор кафедры государственного и муниципального управления

Средний пр. В. О., д. 57/43,  Санкт-Петербург, 199178



Список литературы

1. Добреньков В. И., Кравченко А. И., Гутнов Д. А. Социологическое образование в России. М.: Академический проект; Альма Матер, 2009.

2. Озерникова Т. Г., Братищенко Д. В. Качество образования: подходы к определению // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам XI Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В. А. Гуртова. Петрозаводск: Петрозав. гос. ун-т., 29–30 окт., 2014. С. 154–165.

3. Методика оценки систем качества образовательных учреждений / под ред. С. А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2010.

4. Руденко С. С. Оценка качества образования в вузе // Вестн. ЧитГУ. 2008. № 2 (47). С. 20–29.

5. Добреньков В. И., Кравченко А. И. [Рец. на]: Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 7. Человек. Индивид. Личность. М.: Инфра-М, 2005. URL: http://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 28.04.2019).

6. На пороге зрелости: социальный портрет выпускника Санкт-Петербургской школы: учеб.метод. пособие / под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: СПбАППО, 2010. URL: http://socpedmeasuring.ru/ files/Na_poroge_zrelosti.pdf (дата обращения: 28.04.2019).

7. Пасовец Ю. М. К социальному портрету российской молодежи: общие черты и региональная специфика имущественного положения // СОЦИС. 2010. № 3. С. 101–106.

8. Писарева М. М. Офисный актор: штрихи к социальному портрету // Вестн. Пермского гос. техн. ун-та. Культура, история, философия, право. 2010. № 2. С. 20–29.

9. Востряков Л. Е. Руководители районных органов культуры Северо-Запада России: социальный портрет, готовность к изменениям // Управленческое консультирование. 2005. № 2 (18). С. 40–59.

10. Судьин С. А. Бабушка: социально-психологический и социально-ролевой портрет // Ценность детей и межпоколенные отношения: сб. науч. ст. междунар. науч. семинара / под ред. З. Х. Саралиевой. Нижний Новгород: НИСОЦ, 2008. С. 167–178.

11. Степанцева О. А. «Социальный портрет» геймера // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2007. Т. 6, № 24. С. 80–83.

12. Авралев Н. В., Ефимова И. Н., Маковейчук А. В. Анализ мотивации абитуриентов 2016 года в целях оптимизации политики менеджмента качества образовательных услуг вуза // Высшее образование сегодня. 2017. № 1. С. 53–57.

13. Ефимова И. Н. Анализ мотивации абитуриентов при выборе вуза (на примере Нижегородской области) // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 6 (76). С. 60–68.

14. Приказ Минтруда России № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48 (дата обращения: 25.04.2019).

15. Фадеева И. М., Пличин А. В. Влияние социального капитала на профессиональную идентификацию студента-медика // Развитие социального пространства России: новые вызовы и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, 30 нояб. 2017 г. / Нац. исслед. Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. Саранск, 2017. С. 370–374.


Рецензия

Для цитирования:


Бесчасная А.А. Социальный портрет студента как компонент мониторинга качества организации образовательного процесса. Дискурс. 2019;5(5):64-75. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-5-64-75

For citation:


Beschasnaya A.A. Social Portrait of a Student as a Component of Monitoring the Quality of the Organization of the Educational Process. Discourse. 2019;5(5):64-75. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-5-64-75

Просмотров: 501


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)