Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Использование чат-ботов в волонтерской деятельности

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-4-86-101

Аннотация

Введение. Практики применения социальных ботов становятся все более разнообразными, боты используются в политике, экономике, культуре, здравоохранении, образовании и т. д. В связи с этим актуализируется необходимость анализа этой новой цифровой технологии распространения информации различными социальными субъектами, преследующими различные социальные цели (как конструктивные, так и деструктивные). В фокусе внимания авторов находятся чат-боты, используемые волонтерскими организациями для расширения своего социального влияния. В статье рассматривается новаторский опыт использования чат-ботов в волонтерском движении ряда зарубежных стран, а также впервые анализируются практики применения чат-ботов российскими волонтерскими организациями.

Методология и источники. Авторы разработали и применили методику анализа структуры и функций чат-ботов по следующим параметрам: 1) цель чат-бота; 2) функции, которые он осуществляет; 3) внешние характеристики бота; 4) процедура запуска бота; 5) платформа, на которой он функционирует; 6) продуктивность его деятельности.

Результаты и обсуждение. Результаты сравнительного исследования пяти выявленных ботов по данным параметрам показали, что цели создания чат-ботов в добровольческой сфере российских благотворительных и некоммерческих организаций обусловлены их функциями. Были выявлены три основные функции: фандрайзинг, информирование, рекрутинг. Внешние характеристики и процедуры запуска рассматриваемых чат-ботов отличаются в зависимости от специфики платформ, на которых они функционируют (Telegram, Facebook Messenger, «ВКонтакте»). В качестве возможного обсуждения авторы рассматривают такие проблемы, как дальнейшая разработка типологии социальных ботов, перспектива использования чат-ботов для российских волонтерских организаций, разработка параметров для оценки эффективности чат-ботов в волонтерском движении и корректировки их функционирования.

Заключение. По итогам проведенного исследования авторы делают вывод, что область применения «доброкачественных» ботов является чрезвычайно актуальной, но малоизученной проблемой в современной науке. В статье на основе исследований, осуществленных зарубежными исследователями (S. Savage, A. Monroy-Hernandez, T. Höllerer, K. Starbird, L. Palen), показана продуктивность функционирования таких ботов в сфере волонтерской деятельности, а также впервые проанализирован продуктивный опыт применения подобных цифровых технологий (в частности, чат-ботов) в российском волонтерском движении.

Об авторах

В. В. Василькова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Василькова Валерия Валентиновна – доктор философских наук (1999), профессор кафедры социологии культуры и коммуникации

Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034



Н. И. Легостаева
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Легостаева Наталья Игоревна – кандидат социологических наук (2012), научный сотрудник лаборатории изучения социально-экономических и политических процессов современного общества

Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034



Е. А. Пенькова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Пенькова Елизавета Андреевна – студентка (3-й курс) факультета социологии

Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034



Список литературы

1. Online human-bot interactions: Detection, estimation, and characterization? / O. Varol, E. Ferrara, C. A. Davis, F. Menczer, A. Flammini. URL: https://arxiv.org/abs/1703.03107 (дата обращения: 18.05.2019).

2. Følstad A., Brandtzæg P. B. Chatbots and the new world of HCI // Interactions. 2017. Vol. 24, iss. 4. P. 38–42.

3. Bots and political influence: A sociotechnical investigation of social network capital / D. Murthy, A. B. Powell, R. Tinati, N. Anstead, L. Carr, S. J. Halford, M. Weal // Int. J. of Communication. 2016. Vol. 10. P. 4952–4971.

4. Neff G., Nagy P. Talking to bots: symbiotic agency and the case of Tay // Int. J. of Communication. 2016. Vol. 10. P. 4915–4931.

5. Shorey S., Howard P. N. Automation, Big Data and Politics: A Research Review // Int. J. of Communication. 2016. Vol. 10. P. 5032–5055.

6. The Influence and Deception of Twitter: The Authenticity of the Narrative and Slacktivism in the Australian Electoral Process / B. Waugh, M. Abdinpanah, O. Hashemi, S. A. Rahman, D. M. Cook // Proceed. of the 14th Australian Information Warfare Conference. Edith Cowan University, Perth, Western Australia. URL: https://ro.ecu.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1053&context=isw (дата обращения: 18.05.2019).

7. Williams J. A., Miller D. M. Netizens decide 2014? A look at party campaigning online // Japan Decides. 2014. Palgrave Macmillan, London, 2016. P. 144–152.

8. Woolley S. C., Howard P. N. Political communication, computational propaganda, and autonomous agent – Introduction // Int. J. of Communication. 2016. Vol. 10. P. 4882–4890.

9. Василькова В. В., Легостаева Н. И. Социальные боты в политической коммуникации // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Серия: Социология. 2019. № 19 (1). С. 121–133.

10. Bessi A., Ferrara E. Social Bots Distort the 2016 US Presidential Election Online Discussion // First Monday. 2016. Vol. 21, no. 11. URL: https://ssrn.com/abstract=2982233 (дата обращения: 18.05.2019).

11. Political bots and the manipulation of public opinion in Venezuela / M. C. Forelle, P. N. Howard, A. Monroy-Hernandez, S. Savage // Project on Computational Propaganda. Oxford, UK, 2015. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1507/1507.07109.pdf (дата обращения: 18.05.2019).

12. Junk news and bots during the U.S. Election: What were Michigan voters sharing over Twitter? / P. N. Howard, G. Bolsover, B. Kollanyi, S. Bradshaw, L.-M. Neudert 2017. URL: http://comprop.oii.ox.ac.uk/research/working-papers/junk-news-and-bots-during-the-u-s-election-what-were-michigan-voters-sharing-over-twitter/ (дата обращения: 18.05.2019).

13. The rise of social bots / E. Ferrara, O. Varol, C. Davis, F. Menczer, A. Flammini // Communications of the ACM. 2016. Vol. 59 (7). P. 96–104.

14. Predicting online extremism, content adopters, and interaction reciprocity / E. Ferrara, W.-Q. Wang, O. Varol, A. Flammini, A. Galstyan // Int. Conf. on Social Informatics. Bellevue, WA, USA. 2016. P. 22–39. DOI: 10.1007/978-3-319-47874-6_3.

15. Science vs conspiracy: Collective narratives in the age of misinformation / A. Bessi, M. Coletto, G. A. Davidescu, A. Scala, G. Caldarelli, W. Quattrociocchi // PLoS ONE. 2015. Vol. 10 (2): e0118093. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0118093 (дата обращения: 18.05.2019).

16. Lokot T., Diakopoulos N. News bots: Automating news and information dissemination on twitter // Digital Journalism. 2016. Vol. 4, iss. 6. P. 682–699.

17. Tweets as impact indicators: Examining the implications of automated «bot» accounts on twitter / S. Haustein, T. D. Bowman, K. Holmberg, A. Tsou, C. R. Sugimoto, V. Larivi`ere // J. of the Association for Information Science and Technology. 2016. Vol. 67, iss. 1. P. 232–238.

18. Savage S., Monroy-Hernandez A., Höllerer T. Botivist: Calling volunteers to action using online bots // Proceed. of the 19th ACM Conf. on Computer-Supported Cooperative Work & Social Computing. ACM. 2016. P. 813–822.

19. Матвеева Н. Ю., Золотарюк А. В. Технологии создания и применения чат-ботов // Научные записки молодых исследователей. 2018. № 1. С. 28–30.

20. Шовин В. А. Программа сhatbot – чат-бот или виртуальный собеседник // Математические структуры и моделирование. 2016. № 4 (40). С. 96–101.

21. Voida A., Harmon E., Ani B. Bridging between organizations and the public: volunteer coordinators’ uneasy relationship with social computing // Proceed. of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. ACM. 2012. P. 1967–1976.

22. Starbird K., Palen L. Voluntweeters: Self-organizing by digital volunteers in times of crisis // Proceed. of the SIGCHI conference on human factors in computing systems. ACM. 2011. P. 1071–1080.

23. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 05.02.2018 № 15-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289772/ (дата обращения: 18.05.2019).

24. Володина О. И. Инструменты продвижения некоммерческих проектов в сети Интернет: современные тренды // Коммуникология: электронный науч. журн. 2017. № 1 (2). С. 92–104.

25. Фрейман Н. Чат-бот поможет: как использовать мессенджеры в фандрайзинге. URL: https://philanthropy.ru/analysis/2017/07/03/52030/ (дата обращения: 18.05.2019).

26. The rise of social bots / E. Ferrara, O. Varol, C. Davis, F. Menczer, A. Flammini // Communications of the ACM. 2016. Vol. 59, iss. 7. P. 96–104. URL: https://dl.acm.org/citation.cfm?id=2963119.2818717 (дата обращения: 18.05.2019).

27. Скобелев В. Без лишних разговоров. Чат–боты набирают популярность среди ретейлеров и отельеров. URL: https://www.dp.ru/a/2019/05/13/Bez_lishnih_razgovorov (дата обращения: 18.05.2019).

28. Параскевов А. В., Каденцева А. А., Мороз С. И. Перспективы и особенности разработки чат-ботов // Науч. журн. КубГАУ. 2017. № 130 (06). URL: http://ej.kubagro.ru/2017/06/pdf/30.pdf (дата обращения: 18.05.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Василькова В.В., Легостаева Н.И., Пенькова Е.А. Использование чат-ботов в волонтерской деятельности. Дискурс. 2019;5(4):86-101. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-4-86-101

For citation:


Vasilkova V.V., Legostaeva N.I., Penkova E.A. Use of Chatbots in Volunteering. Discourse. 2019;5(4):86-101. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-4-86-101

Просмотров: 1315


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)