Preview

Дискурс

Расширенный поиск

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2018-4-4-14-21

Аннотация

В настоящее время в философии образования наметился вопрос, разрешение которого требует объединения наработок трех дисциплинарных направлений: педагогики, эпистемологии и университетских исследований. Сущность вопроса заключается в потребности расширения трактовки термина «образовательная парадигма» в контексте высшего образования. Предпринята попытка разрешения этой задачи через введения понятия «академическая парадигма» с учетом двух ключевых подходов: опирающегося на ценностную составляющую университетского образования и ориентированного на социальную эпистемологию. В рамках первого подхода особый интерес представляет концепция теологии образования, представители которой опираются на ценностное, нравственное ядро религии, но при этом не исключают эффективный инструментарий философской методологии. Авторы, работающие в русле второго подхода, подвергают обоснованной критике распространенное в традиционной эпистемологии понимание знания как независимой переменной, что также представляется продуктивным для решения поставленной задачи. Завершающим элементом, позволяющим избежать чрезмерной теоретизации, становится принцип внимания к материальным практикам академической жизни: инструмент уже разработанный социальной философией и антропологией.

Об авторе

Н. В. Токарев
Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург
Россия


Список литературы

1. Rüegg W. Foreword // A History of the University in Europe. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1992. Vol. 1.

2. Маркова О. Ю. Междисциплинарность как методологический принцип философии образования // Образование и гражданское общество: материалы круглого стола (15 нояб. 2002 г.). Сер. Непрерывное гуманитарное образование (науч. исследования) / под ред. Ю. Н. Солонина. СПб.: С.-Петерб. филос. общ-во, 2002. Вып. 1.

3. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2002.

4. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996.

5. Ямбург Е. А. Школа для всех: адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая шк., 1997.

6. Корнетов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. 1999. № 3. С. 43-49.

7. Гинецинский В. И. Знание как категория педагогики: опыт педагогической когитологии Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

8. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб.: Алетейя, 1996.

9. Краевский В. В. Парад парадигм (послесловие к статье Н. Л. Коршуновой) // Педагогика. 2006. № 8. С. 20-24.

10. Шмонин Д. В. Религиозное образование и образовательные парадигмы // Вестн. Рус. христианской гум. акад. 2013. Т. 14, № 2. С. 47-63.

11. Planchard E. La pedagogia contemporanea. 5a ed. Madrid: Rialp, 1967.

12. Шмонин Д. В. Философия, теология и ценностно-смысловая сфера в образовании // Вестн. Рус. христианской гум. акад. 2015. Т. 16, № 4. С. 206-221.

13. Hubert R. Traité de pédagogie générale. Paris: P. U. F., 1946.

14. Шмонин Д. В. О философии, богословии и образовании. СПб.: Изд-во РХГА, 2016.

15. Goldman A. I. Why Social Epistemology is Real Epistemology? // Social Epistemology / ed. by A. Haddock et al. N. Y.: Oxford Univ. Press, 2010. P. 1-28.

16. Latour B. Science in Action: How to Follow Scientists and Engineers through Society. Cambridge Mass., USA: Harvard Univ. Press, 1987.

17. Barnes B., Bloor D. Relativism, Rationalism and the Sociology of Knowledge // Rationality and Relativism / ed. M. Hollis and S. Lukes. Oxford: Blackwell, 1982.

18. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журн. социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, вып. 2. С. 40-58.

19. Dennett D. The Intentional Stance. Cambridge: MIT Press, 1987.

20. Collins H. M., Pinch T. J. The Golem: What Everyone Should Know about Science. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1993.

21. Clark W. Academic Charisma and the Origins of the Research University. Chicago and London: Univ. of Chicago Press, 2006.


Рецензия

Для цитирования:


Токарев Н.В. УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ. Дискурс. 2018;4(4):14-21. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2018-4-4-14-21

For citation:


Tokarev N.V. UNIVERSITY STUDIES AND EVOLUTION OF PARADIGMATIC APPROACH THE PHILOSOPHY OF EDUCATION. Discourse. 2018;4(4):14-21. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2018-4-4-14-21

Просмотров: 177


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)