Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Влияние политики запретов использования мобильных телефонов в школах на ситуацию кибербуллинга в России и за рубежом

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-5-88-104

Аннотация

Введение. Актуальность проблемы использования мобильных устройств обучающимися в образовательных организациях в разных странах обусловлена возрастающей обеспокоенностью педагогов и родителей из-за их влияния на физическое и психологическое здоровье, академическую успеваемость, социальное благополучие, увеличение рисков интернет-зависимости и кибербуллинга, что влечет за собой принятие управленческих решений в виде запретов и ограничений. Методология и источники. Теоретико-методологической рамкой исследования выступили структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория поколений (К. Манхейм, У. Штраус, Н. Хоув), каждый из которых фокусируется на определенных причинах, мотивах и последствиях запретов использования мобильных телефонов в школах, а также труды отечественных и зарубежных ученых. Основными методами исследования выступили общенаучные методы – обобщение, систематизация и интерпретация. Результаты и обсуждение. На основании результатов проведенного исследования сделан вывод о том, что проблема использования мобильных телефонов в школах является междисциплинарной и затрагивает социальные, медицинские, нормативно-правовые, психологические, социокультурные и управленческие аспекты. Это следует принимать во внимание при введении ограничений разной степени строгости, а также учитывать их последствия для социализации настоящих и будущих поколений детей и молодежи. Автором выделены четыре вида управленческих решений в отношении использования мобильных телефонов в общеобразовательных организациях, как в России, так и за рубежом: стратегия поощрения, стратегия рекомендательного характера, стратегия частичного и полного запрета, проведен их анализ на основе результатов эмпирических исследований и статистических данных. Заключение. Неоднозначность и противоречивость решения проблемы обусловлена трансформационными перестройками института образования, межпоколенческим разрывом, обеспечением безопасности детей и молодежи в условиях возрастания новых угроз и рисков в цифровом обществе, фрагментарной теоретико-методологической и эмпирической базой, размытостью терминологии, слабой сопоставимостью результатов исследований, недостаточным изучением мнения основных стейкхолдеров.

Об авторе

А. А. Батеева
Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ)
Россия

Батеева Анастасия Андреевна – аспирантка кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Волоколамское шоссе, д. 11, Москва, 125080



Список литературы

1. Secondary school smartphone policies in England: a descriptive analysis of how schools rationalize, design, and implement restrictive and permissive phone policies / A. Randhawa, M. Pallan, R. Twardochleb et al. // J. of Research on Technology in Education. 2025. Vol. 57, iss. 5. P. 1113–1132. DOI: https://doi.org/10.1080/15391523.2024.2363204.

2. Children and parents: Media use and attitudes report 2023 // Ofcom. 29.03.2023. URL: https://www.ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_file/0027/255852/childrens-media-use-and-attitudes-report-2023.pdf (дата обращения: 20.06.2025).

3. Children’s use of mobile phones – An international comparison 2015 // GSMA. URL: https://www.gsma.com/publicpolicy/wp-content/uploads/2016/10/GSMA_Report_Childrensuse-of-mobile-phones-An-international-comparison-2015.pdf (дата обращения: 21.06.2025).

4. Sparkes D. Half of all Australian kids have hands on mobile phones, according to Communication and Media Authority survey // ABC News. 21.11.2019. URL: https://www.abc.net.au/news/2019-11-21/phone-use-rises-among-australian-children/11722920 (дата обращения: 21.06.2025).

5. Park J. H. Smartphone use patterns of smartphone-dependent children // Child Health Nursing Research. 2020. Vol. 26, no.1. P. 47–54. DOI: https://doi.org/10.4094/chnr.2020.26.1.47.

6. Barnes F. Students will spend 25 years on their phones if screen habits don't change, study finds // Daily Mail. 22 June 2025. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.18e15b5e685bbc87-102ee020-74722d776562/https/www.dailymail.co.uk/news/article-14836579/Students-spend-25-YEARS-phones-screen-habits-dont-change-study-finds.html (дата обращения: 25.06.2025).

7. Каждый четвертый ребенок в России проводит в гаджетах все свободное время – исследование // Цифровая Россия. 29.09.2021. URL: https://d-russia.ru/kazhdyj-chetvjortyj-rebjonok-v-rossii-provodit-v-gadzhetah-vsjo-svobodnoe-vremja-issledovanie.html (дата обращения: 23.06.2025).

8. Живущие в сети, или Медиапотребление современной молодежи // ВЦИОМ. 24.06.2025. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhivushchie-v-seti-ili-mediapotreblenie-sovremennoi-molodezhi (дата обращения: 23.06.2025).

9. Парсонс Т. О социальных системах / пер. с англ. Е. Молодцовой, В. Степанова, Г. Беляевой и др. М.: Академический проект, 2002.

10. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / пер. с англ. Е. Н. Егоровой, З. В. Кагановой, В. Г. Николаева, Е. Р. Черемиссиновой. М.: АСТ, 2006.

11. Мангейм К. Проблема поколений / пер. В. Плунгяна, А. Урманчиевой // Новое литературное обозрение. 1998. № 2 (30). С. 7–47.

12. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy – What the Cycles of History Tell Us about America’s Next Rendezvous with Destiny. NY: Broadway Books, 1997.

13. Duke E., Montag C. Smartphone addiction, daily interruptions and self-reported productivity // Addictive Behaviors Reports. 2017. Vol. 6, no. 1. P. 90–95. DOI: https://doi.org/10.1016/j.abrep.2017.07.002.

14. Selwyn N., Aagaard J. Banning mobile phones from classrooms-An opportunity to advance understandings of technology addiction, distraction and cyberbullying // British J. of Educational Technology. 2021. Vol. 52, no.1. P. 8–19. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12943.

15. Škařupová K., Ólafsson K., Blinka L. The effect of smartphone use on trends in European adolescents’ excessive Internet use // Behaviour & Information Technology. 2016. Vol. 35, no.1. P. 68– 74. DOI: https://doi.org/10.1080/0144929X.2015.1114144.

16. Böttger T., Zierer K. To Ban or Not to Ban? A Rapid Review on the Impact of Smartphone Bans in Schools on Social Well-Being and Academic Performance // Education Sciences. 2024. Vol. 14, iss. 8: 906. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci14080906.

17. Brewer J. Don’t ban smartphones in Australian high schools: Here’s why (and what we can do instead) // EduResearch Matters. Australian Association for Research in Education. 23.07.2018. URL: https://www.aare.edu.au/blog/?p=3066 (дата обращения: 28.06.2025).

18. Reynolds M., Esfandiari M., O’Higgins Norman J. Restriction or Resilience? Smartphone Bans in Schools: A Qualitative Study of the Experiences of Students // DCU Anti-Bullying Centre. June 2025. URL: https://antibullyingcentre.ie/publication/restriction-or-resilience-smartphone-bans-in-schools-a-qualitative-study-on-the-experiences-of-students/ (дата обращения: 22.06.2025). DOI: 10.13140/RG.2.2.35638.41286.

19. Beland L., Murphy R. III communication: Technology, distraction & student performance // Labour Economics. 2016. Vol. 41, no. 1. P. 61–76. DOI: https://doi.org/10.1016/j.labeco.2016.04.004.

20. Beneito P., Vicente-Chirivella Ó. Banning mobile phones in schools: Evidence from regionallevel policies in Spain // Applied Economic Analysis. 2022. Vol. 30, no. 90. P. 153–175. DOI: https://doi.org/10.1108/aea-05-2021-0112.

21. Guldvik M. K., Kvinnsland I. Smarter without smartphones? Effects of mobile phone bans in schools on academic performance, well-being, and bullying: Master’s dissertation. Bergen: Norwegian School of Economics, 2018. DOI: http://hdl.handle.net/11250/2586497.

22. Kessel D., Lif Hardardottir H., Tyrefors B. The impact of banning mobile phones in Swedish secondary schools // Economics of Education Review. 2020. Vol. 77: 102009. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2020.102009.

23. Assessing the effects of the smartphone as a learning tool on the academic achievement of school-based agricultural education students in Louisiana / H. E. Smith, J. J. Blackburn, K. Stair, M. Burnett // J. of Agricultural Education. 2018. Vol. 59, no. 4. P. 270–285. DOI: https://doi.org/10.5032/jae.2018.04270.

24. A content analysis of school anti-bullying policies: progress and limitations / P. K. Smith, C. Smith, R. Osborn, M. Samara // Educational Psychology in Practice. 2008. Vol. 24, iss. 1. P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1080/02667360701661165.

25. Edwards E. J., Taylor C. S., Vaughan R. S. Individual differences in self-esteem and social anxiety predict problem smartphone use in adolescents // School Psychology International. 2022. Vol. 43, iss. 5. P. 460–476. DOI: https://doi.org/10.1177/01430343221111061.

26. Evidence for and against banning mobile phones in schools: A scoping review / M. A. Campbell, E. Edwards, D. Pennell et al. // J. of Psychologists and Counsellors in Schools. 2024. Vol. 34, iss. 3. P. 242–265. DOI: 10.1177/20556365241270394.

27. Abrahamsson S. Smartphone Bans, Student Outcomes and Mental Health // NHH Dept. of Economics. Discussion Paper, no. 01, February 2024. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4735240 (дата обращения: 21.06.2025).

28. Toth D. M. Ohio principals with students in grades 6 through 12 and their perceptions and procedures on student cell phone use within their schools: Dr. Sci. (Education) Thesis / Youngstown State Univ. Youngstown, 2022.

29. Davis K., Koepke L. Risk and protective factors associated with cyberbullying: Are relationships or rules more protective? // Learning, Media and Technology. 2016. Vol. 41, iss. 4. P. 521–545. DOI: https://doi.org/10.1080/17439884.2014.994219.

30. Walker R. I don’t think I would be where I am right now’. Pupil perspectives on using mobile devices for learning // Research in Learning Technology. 2013. Vol. 21: 22116. DOI: https://doi.org/10.3402/rlt.v21i0.22116.

31. Психологическое здоровье студентов вузов в условиях пандемии COVID-19 / О. В. Бессчетнова, П. А. Кадуцкий, А. Б. Борисов, Р. А. Магомадов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № S2. С. 1417–1422. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s2-1417-1422.

32. Ярошевская С. В., Сысоева Т. А. Смартфоны в школьной повседневности подростков: исследование при помощи включенного наблюдения // Национальный психологический журнал. 2023. Т. 18, № 4. C. 177–187. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2023.0415.

33. Prothero A., Langreo L., Klein A. Which States Ban or Restrict Cellphones in Schools? A look at statewide laws and policies on cellphones in schools // EducationWeek. 28.06.2024. URL: https://www.edweek.org/technology/which-states-ban-or-restrict-cellphones-in-schools/2024/06 (дата обращения: 21.06.2025).

34. Technology in education – A tool on whose terms? // UNESCO. 2023. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000385723/PDF/385723eng.pdf.multi (дата обращения: 22.06.2025). DOI: https://doi.org/10.54676/UZQV8501.

35. Braynt M. Denmark to ban mobile phones in schools and after-school clubs // The Guardian. 25.02.2025. URL: https://www.theguardian.com/world/2025/feb/25/denmark-to-ban-mobile-phones-in-schools-and-after-school-clubs (дата обращения: 22.06.2025).

36. Королева Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205– 224. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-205-224.

37. Intergenerational approaches towards enhancing parents’ knowledge and practice in online safety // J. Strider, K. Locke, I. Richardson, A. Third. Sydney: Univ. of Western Sydney, 2012. URL: https://www.academia.edu/117672609/Intergenerational_approaches_towards_enhancing_parents_knowledge_and_practice_of_online_safety (дата обращения: 28.06.2025).

38. Three different roles, five different aspects: Differences and similarities in viewing school mobile phone policies among teachers, parents, and students / Q. Gao, Z. Yan, C. Wei et al. // Computers & Education. 2017. Vol. 106. P. 13–25. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.11.007.

39. Beck M. Mobile phones in schools: Mandating a ban? // Parliament UK. 21.11.2024. URL: https:// lordslibrary.parliament.uk/mobile-phones-in-schools-mandating-a-ban/ (дата обращения: 26.06.2025).

40. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 (ред. от 30.08.2024) «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”» // Консультант плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371594/ (дата обращения: 28.06.2025).

41. Федеральный закон от 19.12.2023 N 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» // Консультант плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464808/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/ (дата обращения: 28.06.2025).

42. Колесников В. Н., Мельник Ю. И., Теплова Л. И. Проблематичное использование мобильного телефона в юношеском возрасте // Вестн. ТвГУ. Сер. Педагогика и психология. 2018. № 3. С. 38–51.

43. Галагузова Ю. Н., Лабарешных Н. Н. Профилактика мобильной зависимости подростков в деятельности классного руководителя // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 171–177. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_06_20.

44. Оценка влияния использования мобильных телефонов на психическое здоровье школьников / С. В. Капранов, Г. В. Капранова, Д. В. Тарабцев, Е. Д. Тур // Саратовский научно медицинский журнал. 2024. Т. 20, № 3. С. 295–300. DOI: https://doi.org/10.15275/ssmj2003295.

45. Karsenti T., Fievez A. The iPad in education: Uses, benefits, and challenges A survey of 6057 students and 302 teachers in Quebec (Canada). Montreal. QC: CRIFPE, 2013. URL: http://www.karsenti.ca/ipad/pdf/iPad_report_Karsenti-Fievez_EN.pdf (дата обращения: 16.06.2025).

46. Nikolopoulou K. Motivation and Mobile Devices’ Usage at School: Pupils’ Opinions // American J. of Education and Information Technology. 2019. Vol. 3, iss. 1. P. 6–11. DOI: 10.11648/j.ajeit.20190301.12.

47. Poll H. Pearson student mobile device survey 2014. National Report: Students in Grades 4-12, 2014 // Pearsoned.com. 2013. URL: http://www.pearsoned.com/wp-content/uploads/Pearson-K12-Student-Mobile-Device-Survey-050914-PUBLIC-Report.pdf (дата обращения: 12.06.2025).

48. Henrie C. R., Halverson L. R., Graham C. R. Measuring student engagement in technology mediated learning: A review // Computers & Education. 2015. Vol. 90. P. 36–53. DOI: 10.1016/j.compedu.2015.09.005.

49. Rau P. L., Gao Q., Wu L. M. Using mobile communication technology in high school education: Motivation, pressure, and learning performance // Computers & Education. 2008. Vol. 50, iss. 1. P. 1 22. DOI: 10.1016/j.compedu.2006.03.008.

50. Taleb Z., Ahmadi A., Musavi M. The effect of M-learning on mathematics learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 171. P. 83–89. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.092.


Рецензия

Для цитирования:


Батеева А.А. Влияние политики запретов использования мобильных телефонов в школах на ситуацию кибербуллинга в России и за рубежом. Дискурс. 2025;11(5):88-104. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-5-88-104

For citation:


Bateeva A.A. Influence of the Policy of Prohibiting the Use of Mobile Phones in Schools on the Situation of Cyberbullying in Russia and Abroad. Discourse. 2025;11(5):88-104. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-5-88-104

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)