Вопросы человекоцентричности культуры управления организацией
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-3-67-78
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются социокультурные вопросы паттерна руководителя в концепции человекоцентричного менеджмента, суть которого описывается моделью социально-трудовых процессов, где в центре внимания находятся личность человека, его потребности, ценности, интересы, мотивы. Актуальность темы обусловлена трансформацией подсистем управления, сопровождающейся переходом «субъектобъектных» отношений к модели «субъект-субъектных» взаимодействий и особым вниманием к благоприятным условиям внутрикорпоративной социальной среды. Методология и источники. Теоретическая часть исследования строится вокруг концепции социального конструктивизма, рассматривающего руководителя с позиции интерсубъективности. Методической основой по составлению формы опроса выступают принципы социоклинического подхода и авторская модель компетенций человекоцентричного поведения. Эмпирическая база – работники государственных и частных организаций г. Хабаровска (n = 390).
Результаты и обсуждение. В результатах исследования, подкрепленных опросами ВЦИОМ, особое внимание уделяется компетенциям руководителей в контексте деловой этики, прозрачности управления, реципрокности и поведения в конфликтных ситуациях. Авторами отмечается существенное влияние стиля управления на формирование управленческой культуры, сплоченности и вовлеченности коллектива. Субъектность работника в системе управления требует от руководителя особого управленческого стиля, ориентированного на человека.
Заключение. В концепции человекоцентричного менеджмента закладываются принципы гуманизма, означающие нахождение в центре социально-трудовых процессов личности человека, его потребностей, ценностей, интересов, мотивов. Быть человекоцентричным руководителем, значит представлять подчиненного в образе партнера, а не «инструмента» для достижения целей организации. Трендом становится курс на инклюзивность как элемент социального равновесия, когда компания остается открытой, признавая и принимая человеческие различия, предоставляя возможность равного участия в деятельности, что способствует развитию чувства принадлежности, социально-культурной сплоченности и коллективного благополучия.
Ключевые слова
Об авторах
И. В. КалашниковаРоссия
Калашникова Ирина Владимировна – доктор экономических наук (2004), профессор (2005), профессор Высшей школы менеджмента,
ул. Тихоокеанская, д. 136, г. Хабаровск, 680035.
Д. В. Несмеянов
Россия
Несмеянов Денис Вячеславович – аспирант, преподаватель Высшей школы менеджмента,
ул. Тихоокеанская, д. 136, г. Хабаровск, 680035.
Список литературы
1. Бергер П. Л., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. с англ. Е. Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995.
2. Топ-менеджеры России: высокая ответственность и эффективное управление // ВЦИОМ. 25.09.2018. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/top-menedzhery-rossii-vysokayaotvetstvennost-i-effektivnoe-upravlenie?ysclid=m8h9n53guq193040029 (дата обращения: 29.01.2025).
3. Не только деньги, или О факторах выбора работы в России // ВЦИОМ. 04.04.2024. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ne-tolko-dengi-ili-o-faktorakh-vybora-rabotyv-rossii?ysclid=m8h9rn8xzj107265548 (дата обращения: 29.01.2025).
4. Калашникова И. В., Козырская И. Е., Аникеева Н. С. Социальное загрязнение корпоративного пространства как феномен деструктивного менеджмента // Вестн. ТОГУ. 2021. № 3 (62). С. 69–78.
5. Калашникова И. В., Несмеянов Д. В., Акимов Д. В. Человекоцентричная парадигма управления: макро- и микроуровень // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2025. № 3. С. 147–155. DOI: 10.24412/2220-2404-2025-3-4.
6. Гуру менеджмента. Карл Роджерс // Управление персоналом. 2008. № 2. URL: https://www.top-personal.ru/issue.html?1448 (дата обращения: 01.12.2024).
7. Что такое конгруэнтность и как ее развить // РБК Тренды. 25.02.2023. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/6240d5ad9a7947a717a3db6a?ysclid=m53idwm2cw282716905 (дата обращения: 10.12.2024).
8. Барсукова С. Ю. Реципрокные взаимодействия. Сущность, функции, специфика // Социол. исслед. 2004. № 9. С. 20–30.
9. Мочалин Д. Д. Как интерпретировать показатели вовлеченности персонала в компаниях // Организационная психология. 2022. Т. 12, № 4. С. 144–159. DOI: 10.17323/2312-5942-2022-12-4-144-159.
10. Калашникова И. В., Несмеянов Д. В. Организационная культура как технология менеджмента персонала // Вестн. ТОГУ. 2024. № 4 (75). С. 117–126. DOI: 10.38161/1996-3440-2024-4-117-126.
11. Колпачников В. В., Тишова А. Н. Человекоцентрированный подход в организациях: утопия или стратегический потенциал? // Организационная психология. 2016. Т. 6, № 3. С. 38–49.
Рецензия
Для цитирования:
Калашникова И.В., Несмеянов Д.В. Вопросы человекоцентричности культуры управления организацией. Дискурс. 2025;11(3):67-78. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-3-67-78
For citation:
Kalashnikova I.V., Nesmeyanov D.V. Issues of Human-Centricity of the Organization's Management Culture. Discourse. 2025;11(3):67-78. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-3-67-78