Социальное восприятие технологий управленческого общения студентами инженерных специальностей: итоги пилотажного исследования (часть 1)
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-2-98-113
Аннотация
Введение. Освоение студентами инженерных специальностей технологий управленческого общения выступает одним из важных условий построения карьеры. Но далеко не все выпускники инженерных факультетов обладают такими практическими навыками. В значительной степени это обстоятельство обусловлено отсутствием методик диагностики успешности освоения этих методов.
Методология и источники. Теоретическая рамка методики эмпирического исследования выстраивается на идеях интеракционистских концепций общения, включающих работы И. Гофмана, Д. Мида и Г. Гарфинкеля, а также теорий ритуального взаимодействия Р. Коллинза и эмоционального интеллекта Д. Тернера. В качестве базового инструментария технологии диагностики использован опросник В.Дж. Редди, который адаптирован под интересы исследования.
Результаты и обсуждение. Полученные результаты могут быть представлены тремя основными выводами: во-первых, наибольшее единство восприятия методов управленческой коммуникации характеризует стремление обеспечивать эмоциональный комфорт общения; во-вторых, следующий уровень единства в восприятии технологий общения ориентирован на рациональное лидерство; в-третьих, низший уровень единства включает спорные приемы общения, которые по-разному понимаются респондентами.
Заключение. Формирование методики диагностики технологий управленческого общения имеет хорошую перспективу в отношении диагностики особенностей общения студентов различных профилей подготовки, а также особенностей восприятия управленческого общения студентами из разных стран, обучающихся в российских университетах.
Ключевые слова
Об авторах
П. П. ДерюгинРоссия
Дерюгин Павел Петрович – доктор социологических наук (2002), ассоциированный член, руководитель Российско-китайского центра междисциплинарных исследований СИ РАН – филиал ФНИСЦ РАН; профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии СПбГУ; профессор кафедры социологии и политологии СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина).
ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, 190005, Санкт-Петербург; Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034; ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
С. Д. Куражев
Россия
Куражев Сергей Дмитриевич – аспирант кафедры социологии и политологии.
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
А. В. Павлов
Россия
Павлов Александр Владимирович – аспирант кафедры социологии и политологии.
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
Д. A. Лебединцев
Россия
Лебединцев Даниил Александрович – магистрант (2-й курс) Высшей школы инновационного бизнеса.
Ленинские горы, д. 1, Москва, 119991
Список литературы
1. Васильева О. И. Интерактивные среды в организации инженерной проектной деятельности // Социология науки и технологий. 2023. T. 14, № 4. С. 141–152. DOI: 10.24412/2079-0910-2023-4-141-152.
2. Сунцова Е. Н. Техническая коммуникация как необходимый компонент образовательных программ российских инженерных вузов // Вестн. ТГПУ. 2009. № 6. С. 9–13.
3. Норкова К. А. Межличностные коммуникации в менеджменте // Тарифное регулирование и экспертиза. 2019. № 4. С. 21–23.
4. Данилова Е., Пудловски З. О развитии навыков профессиональной коммуникации в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2008. № 10. C. 50–55.
5. Исаев А. П., Плотников Л. В. Мягкие навыки для успешной карьеры выпускников инженерного профиля // Высшее образование в России. 2021. № 10. С. 63–77. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-63-77.
6. Мосеева Г. В., Скопин О. В. Коммуникация как ключевая компетенция менеджера проектов // Современные технологии управления. 2011. № 11. С. 21–25.
7. Глухов А. П. Социально-сетевая коммуникативная компетентность как элемент цифровой грамотности поколения Z // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 1 (29). С. 129–136. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-129-136.
8. Чевтаева Н. Г., Никитина А. С., Вишневская А. В. Культура коммуникации преподавателя и студента как матрица формирования «soft skills» выпускника // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 12. С. 33–44. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-33-44.
9. Нюдюрмагомедов А. Н., Савзиханова М. А., Абдурагимова Л. А. Развитие интерактивности личности студента в образовательном пространстве вуза // Sciences of Europe. 2021. № 68-3. С. 47–51. DOI: 10.24412/3162-2364-2021-68-3-47-51.
10. Лежебоков А. А., Оноприенко А. В. Современные концепции социальной коммуникации // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 4. C. 9–12. DOI: 10.24158/spp.2017.4.1.
11. Чириков И. С. Четыре способа определения организационных границ в социологии // Экономическая социология. 2012. T. 13, № 5. C. 129–145.
12. Goffman E. The presentation of self in everyday life. NY: Garden City, 1959.
13. Мид Д. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 116–120.
14. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / пер. с англ. СПб.: Питер, 2007.
15. Collins R. Social distancing as a critical test of the micro-sociology of solidarity // American j. of cultural sociology. 2020. Vol. 8, № 3. Р. 477–497. DOI: https://doi.org/10.1057/s41290-020-00120-z.
16. Калимуллина О. А., Гильманшин Р. А. Влияние социально-коммуникативных качеств на будущую профессиональную деятельность студентов в условиях современных вызовов // Вестн. СЮИ. 2022. № 1 (47). C. 97–104. DOI: 10.37523/SUI.2022.47.1.014.
17. Симонова О. А. Социологическое исследование эмоций в современной социологии: концептуальные вопросы // Социологический ежегодник, 2009: сб. науч. тр. M.: ИНИОН РАН, 2009. C. 292–331.
18. Горбунова М. Ю. Управленческий потенциал эмоций в социальных отношениях. Саратов: Сарат. гос. соц.-экон. ун-т, 2010.
19. Симонова О. А. 2009.03.013. Тернер Дж., Стетс Дж. Социология эмоций. Turner J. H., Stets J. E. The Sociology of emotions. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2005. XVIII, 349 p. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. 2009. Сер. 11. Социология. № 3. C. 74–88.
20. Ценности и человеческий капитал сотрудников корпорации: опыт сетевой диагностики / П. П. Дерюгин, Л. А. Лебединцева, О. В. Ярмак, Р. А. Травин // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, № 4. С. 10–25. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-4-0-1.
21. Социодинамика ценности деловых качеств в структуре человеческого капитала за период обучения в вузе: стратегия социологической диагностики / П. П. Дерюгин, Л. А. Лебединцева, О. В. Ярмак и др. // Социология науки и технологий. 2020. Т. 11, № 4. С. 139–160. DOI: 10.24411/2079-0910-2020-14008.
22. Реддин В. Дж. Тесты для менеджеров / пер. с фр. Е. М. Автандиловой. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
23. Журавлева Ю. В. Иррациональные аспекты интернет-коммуникации и виртуальная деструкция личности // Речевые технологии. 2021. № 1-2. C. 71–86. DOI: 10.58633/2305-8129_2021_1-2_71.
24. Гуренко Е. С., Карпова Е. Г. Влияние эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций руководителя на систему управления в бизнесе // Современные технологии управления. 2021. № 4 (96/1): 96105. URL: https://sovman.ru/article/96105/ (дата обращения: 11.12.2024).
25. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009.
26. Печенкин П. А. Коммуникативный аспект лидерства // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2006. № 8 (63). C. 150–153.
27. Ли В. Коммуникативные ценности гармоничного общения (по данным русской и китайской фразеологии) // Научный диалог. 2017. № 12. C. 151–163. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-151-163.
28. Тянь Ф. Инновационные технологии обучения китайских студентов в российских вузах // Власть истории и история власти. 2023. Т. 9, № 3 (45). С. 100–104.
29. Кох М. Н., Шалабанов С. С., Полякова И. И. Инновационные виды деловых совещаний как средство профилактики конфликтов организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 6–1. C. 221–224. DOI: 10.24412/2411-0450-2022-6-1-221-224.
Рецензия
Для цитирования:
Дерюгин П.П., Куражев С.Д., Павлов А.В., Лебединцев Д.A. Социальное восприятие технологий управленческого общения студентами инженерных специальностей: итоги пилотажного исследования (часть 1). Дискурс. 2025;11(2):98-113. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-2-98-113
For citation:
Deriugin P.P., Kurazhev S.D., Pavlov A.V., Lebedintsev D.A. Social Perception of Managerial Communication Technologies by Engineering Students: Results of a Pilot Study (Part 1). Discourse. 2025;11(2):98-113. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-2-98-113