Модели речевого поведения субъекта в ситуации возражения (на примере англоязычного научного дискурса)
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-1-155-165
Аннотация
Введение. Изучение коммуникативных процессов представляет собой чрезвычайно интересную тему, поскольку дает возможность понять и представить закономерности функционирования конкретного языка как живого социального организма. В статье представлены результаты исследования речевого поведения субъекта англоязычного научного дискурса в ситуации возражения против существующего научного знания. Возражение рассматривается в качестве ведущей коммуникативной стратегии адресанта в случае несогласованности позиций. Автор статьи исходит из положения о том, что в сознании адресанта хранятся ситуационные модели, опираясь на которые он планирует свое речевое поведение в конкретной ситуации общения.
Методология и источники. В работе использовалась комплексная методика, включающая общенаучные (анализ, систематизация, моделирование) и частные лингвистические методы (контекстуальный и интерпретативный анализ). Материалом исследования послужили англоязычные научные статьи 1931–2006 гг., размещенные на платформе научной литературы Semantic Scholar. Анализировались статьи, относящиеся к разным сферам науки (экономика, экология, лингвистика, биология, медицина и др.), что дает возможность показать универсальность применяемых тактик и приемов. Методом сплошной выборки были отобраны фрагменты, содержащие оппозиционную и/или альтернативную точку зрения относительно существующего положения вещей.
Результаты и обсуждение. Выявлено, что при реализации коммуникативной стратегии возражения субъект дискурса прибегает к совокупности тактик и приемов. Определены языковые средства их объективации. Установлено, что речевым действиям возражающего присуща определенная последовательность. Предложены алгоритмические модели речевого поведения субъекта англоязычного дискурса в ситуации возражения.
Заключение. При вербализации противоположного и/или альтернативного мнения участники дискурсивного события возражения прибегают к схожим коммуникативным действиям. Выбор коммуникативных действий и языковых средств их объективации определяется необходимостью соответствовать нормам институционального общения.
Об авторе
М. Ю. МироноваРоссия
Миронова Марина Юрьевна – кандидат филологических наук (2019), доцент (2022), кафедры английского языка № 2
наб. канала Грибоедова, д. 30–32, литера А, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Данилевская Н. В. Чередование старого и нового знания как механизм развертывания научного текста (аскиологический аспект): дис. … д-ра филол. наук / Ур. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2006.
2. Карасик В. И. Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы. Волгоград: Парадигма, 2015.
3. Баженова Е. А. Аксиологическое пространство научного текста // Аксиологические аспекты современных филологических исследований: тез. докл. Междунар. науч. конф., Екатеринбург, 15–17 окт. 2019 г. / УрФУ. Екатеринбург, 2019. С. 13–14.
4. Чернявская В. Е. Научный дискурс: выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема. М.: ЛЕНАНД, 2017.
5. Кузьменко П. Б. Структурно-содержательная организация гуманитарного научного текста на английском языке (на материале публикаций по лингвистике): дис. ... канд. филол. наук / Воронеж. гос. ун-т. Воронеж, 2020.
6. Науменко Ю. Н. Маркеры научных категорий исследования: сопоставительный анализ способов вербализации: дис. ... канд. филол. наук / Тверской гос. ун-т. Тверь, 2021.
7. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5–20.
8. Соловьева Н. В. Толерантность научной дискуссии: лингвостилистический аспект (на материале текстов научных дискуссий 1950–2000-х гг.): автореф. дис. … канд. филол. наук / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург, 2008.
9. Соловьева Н. В. О культуре научной дискуссии или о мере «допустимого» в критических статьях // Языковая толерантность как фактор эффективности языковой политики: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Пермь, 13 ноября 2015 г. / Изд-во Прикамского соц. ин-та, Пермь, 2015. С. 116–125.
10. Копыл Д. А. Современный англоязычный научный дискурс: коммуникативно-прагматический потенциал убеждения: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Юж. федер. ун-т, Ростов-наДону, 2013.
11. Бурмакина Н. Г. Дискурсивно-интегративные и культурно-конвенциональные характеристики академической коммуникации: автореф. дис. … канд. филол. наук / Моск. гос. лингвист. ун-т. Москва, 2014.
12. Марюхин А. П. Непрямая коммуникация в научном дискурсе (на материале русского, английского, немецкого языков): автореф. дис. … канд. филол. наук / Ин-т языкознания РАН. Москва, 2010.
13. Маслова Л. Н. Выражение согласия/несогласия в устной научной коммуникации: гендерный аспект: автореф. дис. … канд. филол. наук / Моск. гос. лингв. ун-т. Москва, 2007.
14. Занина Е. Л. Стратегические маркеры коммуникативного смягчения в русскоязычном и англоязычном письменном научном дискурсе: контрастивный анализ части «Выводы» (на примере статей по менеджменту) // Вестн. ЦМО МГУ. Сер. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2015. № 3. С. 14–21.
15. Хомутова Т. Н. Стратегии научного дискурса: интегральный подход // Вестн. ЮжноУральского гос. ун-та. Сер. Лингвистика. 2015. Т. 12, № 3. С. 15–22.
16. Сухомлинова М. А. Дискурсивные жанры академической коммуникации: лингвостилистический аспект: дис. ... д-ра филол. наук / Адыг. гос. ун-т. Ростов н/Д., 2023.
17. Нохрин А. В. Вербализация моральных ценностей в научном экологическом дискурсе: дис. … канд. филол. наук / Тюмен. гос. ун-т. Челябинск, 2019.
18. Issers O. S., Gerasimova A. S. Specific features of assessment communicative strategy in an American and Russian entertaining TV-shows // J. of Siberian Federal Univ. Humanities & Social Sciences. 2022. № 15 (11). P. 1598–1608. DOI: 10.17516/1997-1370-0939.
19. Кунаева Н. В. Дискурсивный анализ высказываний в ситуации возражения: на материале английского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Воронеж. гос. ун-т. Воронеж, 2009.
20. Дускаева Л. Р. Речевые практики возражения в текстообразовании научно-популярной медиакоммуникации // Диалог-спор в научно-популярной коммуникации / под науч. ред. Л. Р. Дускаевой. СПб.: Медиапапир, 2022. С. 94–108.
21. Цурикова Л. В. Проблема естественности дискурса в межкультурной коммуникации: дис. ... д-ра филол. наук / Воронеж. гос. ун-т. Воронеж, 2002.
22. Миронова М. Ю. Реализация стратегии вежливости в полемической научной коммуникации // Современная филологическая наука: достижения и инновации: сб. материалов Междунар. симпозиума. Иваново, 23–25 мая 2024 г. / Иван. гос. ун-т. Иваново, 2024. С. 323–327.
23. Олешков М. Ю. Системное моделирование институционального дискурса: на материале устных дидактических текстов: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Перм. гос. ун-т. Нижний Тагил, 2007.
Рецензия
Для цитирования:
Миронова М.Ю. Модели речевого поведения субъекта в ситуации возражения (на примере англоязычного научного дискурса). Дискурс. 2025;11(1):155-165. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-1-155-165
For citation:
Mironova M.Yu. Models of the Person's Speech Behavior in a Situation of Objection (by the Example of English Scientific Discourse). Discourse. 2025;11(1):155-165. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-1-155-165