Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Сущностные характеристики медиаполитического дискурса

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-1-138-154

Аннотация

Введение. В статье представлен обзор конститутивных признаков медиаполитического дискурса. Цель статьи – определение сущностных параметров современного англоязычного медиаполитического дискурса. Рассматриваются основные компоненты данного типа дискурса, его аксиологическая структура. Особое внимание уделяется идеологичности и манипулятивному характеру медиаполитического дискурса. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выделения медиаполитического дискурса в качестве одного из разделов теории дискурса посредством системного изучения его системообразующих особенностей.

Методология и источники. Методологическая база статьи представлена отдельными положениями функционального подхода к анализу дискурса, в частности критического дискурс-анализа, а также когнитивной лингвистики, медиадискурса, медиалингвистики, мультимодального подхода к исследованию дискурса. Основным методом является аналитический научный обзор отечественных и зарубежных трудов по теории дискурса.

Результаты и обсуждение. Согласно результатам обзора основными компонентами медиаполитического дискурса являются политическая тематика, политические акторы, политический язык, а также средства массовой информации, опосредующие коммуникацию в рамках медиаполитического дискурса. К числу фундаментальных характеристик медиаполитического дискурса относятся идеологичность, манипулятивность, персуазивность, эмоциональность, поликодовость, информативность, динамичность, театральность. Сетевой медиаполитический дискурс, как и сетевой дискурс вообще, характеризуется гибридностью, стилистической неоднородностью, креолизованностью, многоканальностью и диалогичностью и предполагает дистантное интерактивное и иммерсивное общение виртуальных собеседников. Очевиден более высокий уровень актуализации, оперативности и информативности сетевого медиаполитического дискурса по сравнению с традиционными СМИ. Новые медиа дополняют традиционные медийные задачи новыми функциями. Аксиологический ореол текста, под которым подразумевается весь набор ценностей, представленных в тексте, оказывает решающее воздействие на интерпретацию идеологической позиции автора и способствует усилению суггестивности медиаполитического текста.

Заключение. Основной функцией медиаполитического дискурса можно считать конструирование в данном типе дискурса коллективной политической реальности. Медиаполитический дискурс представляет собой конструкт, обладающий конститутивной силой и участвующий в создании социальной реальности. Медиполитическая картина мира конструируется посредством трансляции определенных образов, смыслов, идеологии, ценностей и политических взглядов. Исходя из таких особенностей медиаполитического дискурса, как поликодовость и многоуровневость представляется целесообразным рассматривать этот тип дискурса с позиции мультимодальности.

Об авторе

Н. В. Степанова
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Степанова Наталия Валентиновна – кандидат филологических наук (2014), доцент (2018), профессор кафедры иностранных языков 

ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022 



Список литературы

1. Сулина О. В. Политический медиадискурс как элемент дискурсивного пространства // Вестн. ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. 2014, № 1. С. 217–222.

2. Гунькова Д. Е. Дискурсивная личность американского политического комментатора-радиоведущего: дис. … канд. филол. наук / СПбГЭУ. СПб., 2022.

3. Степанова Н. В., Курганская Е. В. Медиаполитический дискурс: концепции и подходы к исследованию // ДИСКУРС. 2024. Т. 10, № 3. C. 86–99. DOI: 10.32603/2412-8562-2024-10-3-86-99.

4. Орлова О. Г. Жанры политического медиадискурса // Вопросы журналистики. 2020. № 7. С. 56–73. DOI: 10.17223/26188422/7/4.

5. Марьянчик В. А. Медиа-политическй текст: сценарии, нормы, стереотипы. Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 2011.

6. Ремчукова Е. А., Апостолиди А. А. Малоформатные медиатексты «новостного потока» в фокусе лингвистики: жанровые и языковые особенности // Вестн. РУДН. Сер. Теория языка. Семиотика. Семантика. 2018. Т. 9, № 3. С. 651–668. DOI: 10.22363/2313-2299-2018-9-3-651-668.

7. Марьянчик В. А. Аксиологическая структура медиа-политического текста (лингвостилистический аспект): автореф. дис. … д-ра филол. наук / Северный (Арктический) фед. ун-т им. М. В. Ломоносова. Архангельск, 2013.

8. Суханов Ю. Ю. Специфика политического дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5-1 (71). С. 147–149.

9. Желтухина М. Р. О содержании дискурса масс-медиа // існик ЛНУ імені Тараса Шевченка. 2007. No 11 (128). Ч. 1. С. 27–40.

10. Иванова С. В. Политический медиа-дискурс в фокусе лингвокультурологии // Политическая лингвистика. 2008. №1 (24). С. 29–33.

11. Ширяев Н. С. Коммуникативные стратегии репрезентации национальной идентичности в политическом медиадискурсе: автореф. дис. … канд. филол. наук / СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2017.

12. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. C. 5–20.

13. Липириди С. Х. Аксиологическое поле туристического дискурса (на материале английских неологизмов) // Известия ВГПУ. 2020, № 2. С. 206–212.

14. Марьянчик В. А. Аксиологический потенциал формы медиаполитического текста, реализация оценки в медиаполитическом дискурсе // Вестн. НГУ. Сер. История. Филология. 2015. Т. 14, № 6: Журналистика. С. 151–156.

15. Ефименко Т. Н. Реализация оценки в медиаполитическом дискурсе // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Лингвистика. 2019. N 5. C. 29–39. DOI: 10.18384/2310-712X-2019-5-29-39.

16. Желтухина М. Р. Современный медиадискурс и медиакультура воздействия // Верхневолжский филолог. вестник. 2016. № 4. С. 154–159.

17. Wodak R. The Politics of Fear. What Right-Wing Populist Discourses Mean, 1st ed. London: Sage Publications Ltd, 2015. DOI: 10.4135/9781446270073.

18. Гришаева Л. И. Как в медиадискурсе информирование становится манипулированием // Вестн. МГЛУ. Гуманитарные науки. 2015. № 6 (617). С. 179–190.

19. Исмаилова О. И. Языковые средства реализации деструктивных речевых стратегий в российском и британском медиаполитическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2019. № 3 (75). С. 54–59. DOI: 10.26170/pl19-03-06.

20. Добросклонская Т. Г. Политический медиадискурс в контексте дискурсивных исследований // Язык и социальная динамика. 2014. № 14-1. С. 106–115.

21. Пескова Е. Н. Медиакоммуникация и медиадискурс: подходы к определению понятий, структура и функции // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2015. № 2 (16). С. 26–31.

22. Егорченкова Н. Б. Стратегический потенциал мультимодальной интеракции в медиаполитическом дискурсе // Вестн. Томск. гос. ун-та. Сер. Филология. 2014. № 5 (31). С. 24–37.

23. Русакова О. Ф., Грибовод Е. Г. Политический медиадискурс и медиатизация политики как концепты политической коммуникативистики // Научный ежегодник Ин-та философии и права УрО РАН. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 65–76.

24. Якоба И. А. Моделирование воздействия механизмов поликодовости гимнов России и США // Ученые записки Крым. федер. ун-та им. В. И. Вернадского. 2019. Т. 5 (71), № 1. С. 200–217.

25. Садуов Р. Т. Феномен политического дискурса Барака Х. Обамы: лингвокультурологическиий семиотический анализ. Уфа: РИЦ БашГУ, 2012.

26. Данюшина Ю. В. Многоуровневый анализ англоязычного сетевого бизнес-дискурса: автореф. дис. … д-ра филол. наук / МГОУ. Москва, 2011.

27. Шань Ц. Мультимодальные средства речевого этикета в различных модусах русской и китайской коммуникации: автореф. дис. … д-ра филол. наук / РУДН. Москва, 2024.

28. Stöckl H. Linguistic multimodality – multimodal linguistics: A state-of-the-art sketch // Multimodality: Disciplinary Thoughts and the Challenge of Diversity / Wildfeuer J. et al. (eds.). Berlin: De Gruyter, 2019. P. 41–68.

29. Мультимодальность в коммуникативной ситуации / Ж. Е. Вавилова, А. Ф. Хусаинов, Д. Д. Якубова, А. В. Паркалов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 3 (65). Ч. 1. С. 49–52.

30. Sebastian Junger & Ken Harbaugh – “Against All Enemies” & Protecting Democracy // The Daily Show. YouTube. 05.04.2024. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QqE3dsgC4sE (дата обращения: 22.09.2024).

31. Белоедова А. В., Кожемякин, Е. А. Мультимодальная коммуникация в фокусе исследовательской рефлексии: проблемно-ориентированный подход // Критика и семиотика. 2022. № 2. С. 54–70. DOI: 10.25205/2307-1737-2022-2-54-70.

32. Мультимодальность. Базовые принципы, способы исследования и методы анализа. Проблемно-ориентированное введение / И. С. Дегтева, Дж. Бейтман, Дж. Уилфред, Т. Хиппала // МЕТОД. 2019. № 9. С. 92–97.

33. Сорокина Ю. В. Понятие мультимодальности и вопросы анализа мультимодального лекционного дискурса // Филол. науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10 (76), ч. 1. С. 168–170.

34. Филиппова Е. В. Специфика персонифицированного публичного выступления в коммуникативной среде интернета // Медиалингвистика. Речевые жанры в массмедиа. 2014. № 3. С. 217–220.

35. Кленова Е. А. Языковая объективация жанра англоязычной сетевой кинорецензии: дис. … канд. филол. наук / СПбГЭУ. СПб., 2024.

36. Степанова Н. В. Перспективы критических исследований различных типов дискурса. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021.

37. Гриценко Л. М. Особенности виртуального дискурса // Молодой ученый. 2011. Т. 2, № 6 (29). С. 17–20.

38. Рясина М. А. Стратегии политического медиа-дискурса (на материале электронных СМИ ФРГ): автореф. дис. … канд. филол. наук / Самарский гос. ун-т. Самара, 2014.

39. Ванько Т. Р. Реализация субъективной модальности в синтаксисе политического онлайн-медиа-дискурса // Вестн. МГЛУ. Сер. Гуманитарные науки. 2023. Вып. 3 (871). С. 39–45. DOI: 10.52070/2542-2197_2023_3_871_39.

40. Житарюк М. Г. Социокультурные спектры новых медиа // Медиалингвистика. Речевые жанры в массмедиа. 2014. № 3. С. 187–191.

41. Каминская Т. Л. Блогер как актор развития онлайн-журналистики // Медиалингвистика. Речевые жанры в массмедиа. 2014. № 3. С. 191–193.


Рецензия

Для цитирования:


Степанова Н.В. Сущностные характеристики медиаполитического дискурса. Дискурс. 2025;11(1):138-154. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-1-138-154

For citation:


Stepanova N.V. Essential Characteristics of Media Political Discourse. Discourse. 2025;11(1):138-154. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-1-138-154

Просмотров: 109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)