Социальная роль традиции песен-протестов популярной музыки середины XX в. в США
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-4-53-63
Аннотация
Введение. В статье рассматривается интегрирующая социальная роль традиции песенпротестов в 1950–1970 гг. на примере Соединенных Штатов Америки. Данный период характеризовался чередой военных конфликтов на фоне геополитического противостояния СССР и США, что нашло отражение в творческих и социокультурных движениях за мир и способствовало социальным и политическим переменам в США. Музыка протеста не только способствовала положительному влиянию на принятие политических решений, но и стала мощным средством выражения общественных мнения и чувств.
Методология и источники. Методологию и теорию составляют сравнительно-исторический анализ социально-культурных, политических и исторических событий и фактов, относящихся к освещаемому периоду. Также материалом для исследования стали биографии, описания событий очевидцами и документы вторичного анализа, повествующие о социально-музыкальном влиянии феномена песен-протестов фолк-музыки и контркультуры рок-н-ролла на американское общество как реакции на политические решения правительства США по созданию очагов военных конфликтов в мире.
Результаты и обсуждение. Период с конца 1940-х до 1950-х гг. в США был отмечен остротой противостояния коммунизма и капитализма, что отразилось на культуре и музыке того времени. Появление и распространение протестных по содержанию и посылу песен, как и других форм в искусстве, происходит по причине важных кризисных событий мирового масштаба или тогда, когда люди начинают считать эти события таковыми. Конфликт двух сверхдержав и их союзников оказал влияние на весь мир, но люди отнеслись к нему по-разному. Музыка отреагировала на события мгновенно и ярко. Хотя большинство песен протеста не имели национального успеха, и их посыл оценили в основном радикалы, но песни объединяли людей и помогали им выразить свое недовольство происходящим.
Заключение. Фолк- и рок-музыка стали неотъемлемой частью жизни во время холодной войны внутри США. Музыканты и поэты выражали протест политике администрации, выступали против ненужных военных конфликтов и предостерегали от возможного разрушения мира. В результате эти жанры стали мощным средством выражения общественных чувств, мнений и влияли на формирование общественного сознания вплоть до нашего времени.
Об авторе
М. П. ЗамотинРоссия
Замотин Максим Павлович – старший преподаватель кафедры социологии и политологии
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
Список литературы
1. Pratt R. Rhythm and resistance: explorations in the political uses of popular music. NY: Praeger, 1990.
2. Eyerman R., Jamison A. Music and Social Movements: Mobilizing Traditions in the Twentieth Century. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1998.
3. Peddie I. The resisting muse: popular music and social protest. Surrey: Ashgate Publishing Ltd., 2006.
4. Szatmary D. P. Rockin’ in time: a social history of rock-and-roll. 5th ed. NJ: Prentice-Hall Inc., 2004.
5. Кокарев А. Панк-рок от А до Я. М.: Музыка, 1992.
6. Partlow V. Old Man Atom (Talking Atomic Blues) // The Sam Hinton Website, 1945. URL: http://www.samhinton.org/atom.html (дата обращения: 07.04.2024).
7. Ochs Ph. All the News That’s Fit to Sing // Genius, 1964. URL: https://genius.com/Phil-ochs-talking-vietnam-blues-lyrics (дата обращения: 07.04.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Замотин М.П. Социальная роль традиции песен-протестов популярной музыки середины XX в. в США. Дискурс. 2024;10(4):53-63. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-4-53-63
For citation:
Zamotin M.P. Social Role of the Tradition of Protest Song Tradition of Popular Music mid-20th century in the United States. Discourse. 2024;10(4):53-63. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-4-53-63