Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Репрезентация образа научного руководителя в интернет-мемах

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-2-103-116

Аннотация

 Введение. Цель статьи – рассмотреть репрезентацию образа научного руководителя в интернет-мемах, содержащих полимодальную метафору. Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом междисциплинарного научного сообщества к изучению интернет-мема как социального, лингвистического, психологического феномена межличностной коммуникации. Научная новизна работы определяется тем,  что до настоящего момента не предпринималось попыток исследовать репрезентацию академического сообщества с позиций теории концептуальной метафоры на материале интернет-мемов.

 Методология и источники. Методологической базой исследования послужили работы лингвистов-когнитологов Дж. Лакоффа, М. Джонсона, Р. Докинза, В. Олдрич,  Ч. Форсвилля, Б. Дансижер и Л. Ванделанотте. В статье определяются понятия визуальной метафоры и полимодальности, раскрывается роль полимодальной метафоры в интернет-дискурсе, выявляются особенности функционирования полимодальной метафоры. Материалом послужили интернет-мемы, в которых находят воплощение различные аспекты коммуникации в академической среде. В исследовании применяются прагмалингвистический, контекстуальный и семантический анализ, а также метод сплошной выборки.

 Результаты и обсуждение. В работе были отобраны и проанализированы интернетмемы, содержащие мультимодальную метафору, способствующую актуализации образа научного руководителя и иллюстрирующую отношения между аспирантами и их наставниками. Источниками мемов послужили сообщества “The Struggling Scientists”,  “The Meming Phd”, “High impact PhD memes”. Для отбора материала был выполнен поиск, содержащий ключевые слова “scientific supervisor”, “Phd student”, “advisor”. При помощи выборки по ключевым словам было выделено 85 интернет-мемов, в которых обнаружены метафорические переносы указанных образов. На основе полученных данных было предложено 4 метафорических модели, наиболее ярко иллюстрирующих отношения между научным руководителем и студентом.

 Заключение. Исследование показало, что полимодальная метафора является неотъемлемой частью современной интернет-коммуникации и представляет собой эффективный способ воздействия на адресата. Изученные метафорические модели отражают наиболее актуальные проблемы академического сообщества. Важной особенностью интернет-мемов является образность и иконичность, достигаемая использованием визуальной метафоры, которая акцентирует персуазивный характер медиа-коммуникации. Метафорический потенциал интернет-мемов как семантико-семиотических единиц интернет-дискурса является перспективным направлением для дальнейшего изучения.

Об авторах

Н. В. Степанова
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Степанова Наталия Валентиновна – кандидат филологических наук (2014), доцент (2018), профессор кафедры иностранных языков

 ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022

Автор более 50 научных публикаций. Сфера научных интересов: дискурсивный анализ, когнитивная лингвистика, стилистика, межкультурная коммуникация, теория перевода



М. С. Сигаева
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Сигаева Мария Сергеевна – аспирантка кафедры иностранных языков

ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022

Автор 7 научных публикаций. Сфера научных интересов: когнитивные направления в лингвистике



Список литературы

1. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ. А. Н. Баранова, А. В. Морозовой. М.: Едиториал УРСС, 2004.

2. Докинз Р. Эгоистичный ген / пер. с англ. Н. Фоминой. М.: АСТ: CORPUS, 2013.

3. Dancygier B., Vandelanotte L. Internet memes as multimodal constructions // Cognitive Linguistics. 2017. Vol. 28, no. 3. P. 565–598. DOI: https://doi.org/10.1515/cog-2017-0075.

4. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении / пер. с англ. И. Б. Шатуновского. М.: Языки славянской культуры, 2004.

5. Lakoff G. Image Metaphors // Metaphor and Symbolic activity. 1987. Vol. 2, iss. 3. P. 219–222.

6. Aldrich V. C. Visual Metaphor // J. of Aesthetic Education. 1968. Vol. 2, no. 1. P. 73–86. DOI: https://doi.org/10.2307/3331241.

7. Serig D. A Conceptual Structure of Visual Metaphor // Studies in Art Education. 2006. Vol. 47, no. 3. P. 229–247. DOI: 10.1080/00393541.2006.11650084.

8. Сигаева М. С. Концептуальная метафора в Интернет-мемах о науке // Актуальные проблемы языкознания: материалы ХII межвуз. науч.-практ. конф. с междунар. уч., СПб., 17–18 апр. 2023 г. / СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Санкт-Петербург, 2023. С. 115–121.

9. Загидуллина М. В. Мультимодальность: к вопросу о терминологической определенности // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 1 (31). C. 181–188.

10. Kress G., van Leeuwen T. The Front Pages: (The Critical) Analysis of Newspaper Layout // Approaches to Media Discourse / ed. by A. Bell, P. Garret .Oxford: Blackwell, 1998. P. 186–219.

11. Kress and van Leeuwen on Multimodality // New Learning Online. URL: https://newlearning-online.com/literacies/chapter-8/kress-and-van-leeuwen-on-multimodality (дата обращения: 24.12.2023).

12. Forceville Ch. A Course in Pictorial and Multimodal Metaphor. 2013. // ReseachGate. URL: https://www.researchgate.net/publication/228992597_A_course_in_pictorial_and_multimodal_metaphor (дата обращения: 25.10.2023).

13. Parkins D. Me and my PhD supervisor: tales of love and loathing // Times Higher Education. 27.03.2014. URL: https://www.timeshighereducation.com/features/me-and-my-phd-supervisor-tales-of-love-and-loathing/2012205.article (дата обращения: 24.12.2023).

14. Tarr B. A., Brown T. J. Of Theory and Praxis: SpongeBob SquarePants and Contemporary Constructions of the American Dream // American International J. of Contemporary Research. 2013. Vol. 3, no. 11. P. 20–29.

15. High impact PhD memes // Facebook. URL: https://www.facebook.com/MemingPhD?mibextid=LQQJ4d (дата обращения: 24.12.2023).

16. Star Wars: Jedi Knight: Jedi Academy // Fandom. URL: https://starwars.fandom.com/ru/wiki/Star_Wars:_Jedi_Knight:_Jedi_Academy (дата обращения: 24.12.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Степанова Н.В., Сигаева М.С. Репрезентация образа научного руководителя в интернет-мемах. Дискурс. 2024;10(2):103-116. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-2-103-116

For citation:


Stepanova N.V., Sigaeva M.S. Representation of a Scientific Supervisor in Internet-Memes. Discourse. 2024;10(2):103-116. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-2-103-116

Просмотров: 276


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)