Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Социальный портрет студента негосударственного вуза Санкт-Петербурга (на примере АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС»)

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-2-59-74

Аннотация

 Введение. Статья является результатом кейс-анализа по изучению удовлетворенности студентов АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» учебным процессом как одним  из показателей качества образования. Анализ различных аспектов удовлетворенности студентами деятельностью вуза позволяет выявить проблемы в организации процесса обучения и найти оптимальные способы их решения, используя имеющиеся ресурсы. Кроме того, определение общего уровня удовлетворенности студентов дает  возможность принимать управленческие решения на основе актуальной информации о потребностях учащихся и качестве предоставляемых им образовательных услуг.  

 Цель статьи – проанализировать степень удовлетворенности студентов АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» образовательным процессом в целом и их карьерные  ориентации. Такая постановка вопроса позволит более точно определить проблемы  и потребности учащихся, а также разработать рекомендации для улучшения качества  образовательного процесса.   

Методология и источники. В качестве методологической стратегии выбран метод  case-study. Основным исследовательским методом в работе являлся опрос.

  Результаты и обсуждение. Представлены результаты социологического исследования, проведенного в форме анкетного опроса. Тип выборки – сплошная. Согласно  опросу, студенты демонстрируют прагматизм и нацеленность на результат в процессе  обучения. Так, 70,6 % заявили, что учиться им помогает только внутренняя мотивация.   В сложных конкурентных условиях студентам необходима уверенность в том, что профессия, которую они получат в вузе, будет востребована, что знаний хватит для ведения эффективной конкурентной борьбы с другими выпускниками на рынке труда. В  этих условиях современные студенты нацелены не столько на получение фундаментальных знаний, сколько на приобретение практических навыков. 

Заключение. Одним из основных результатов анализа стал вывод о том, что наиболее болезненными вопросами для студентов являются прохождение практики, а также возможности обучения по грантам. На эти два аспекта удовлетворенности руководству вуза следует обратить наиболее пристальное внимание.

Об авторах

Н. П. Кирсанова
Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС
Россия

Кирсанова Наталия Павловна – кандидат социологических наук (2006), доцент(2022), декан факультета бизнес-коммуникаций 

ул. Смолячкова, д. 14/1, Санкт-Петербург, 194044

Автор более 40 научных публикаций, в том числе двух монографий. Сфера научных интересов: межкультурная коммуникация, социология образования, цифровизация образования



В. А. Глухих
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Глухих Владимир Александрович – кандидат философских наук (1984), доцент (1991),  доцент кафедры социологии и политологии 

ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022

Автор более 50 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология образования, этносоциология. 



А. С. Гонашвили
Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
Россия

Гонашвили Александр Сергеевич – кандидат социологических наук (2022), старший преподаватель кафедры социологии Санкт-Петербургского государственного технологического института; помощник проректора по научной работе Университета при МПА ЕврАзЭС

Московский пр., д. 26, Санкт-Петербург, 190013

ул. Смолячкова, д. 14/1, Санкт-Петербург, 194044 

Автор более 120 научных публикаций, в том числе двух монографий. Сфера научных интересов: социология спорта, экономическая социология, социология неравенства, межкультурные коммуникации.



А. Э. Гегер
Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН
Россия

Гегер Алексей Эдуардович – кандидат социологических наук (2012), ассоциированный
научный сотрудник 

ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, Санкт-Петербург, 190005

Автор более 40 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология образования, методы социологических исследований. 



Список литературы

1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31.07.2020 № 860 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009070046?ysclid=lshq8rimkr880282029 (дата обращения: 19.01.2024).

2. Бодрийяр Ж. Общество потребления / пер. с фр. Е. А. Самарской. М.: АСТ, 2020.

3. Ценности молодежи // ВЦИОМ. 14.12.2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (дата обращения: 05.01.2024).

4. Постсоветская молодежь: предварительные итоги / Л. Гудков, Н. Зоркая, Е. Кочергина, К. Пипия. М.: Новое литературное обозрение, 2023.

5. Свадьбина Т. В., Ретивина В. В. Профессиональный выбор школьников (по материалам социологического исследования) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 2 (27). С. 215–217. DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0050.

6. Профориентация // Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/career_guidance/?page=2 (дата обращения: 20.01.2024).

7. Ярмарка вакансий: как вузы помогают студентам с профориентацией // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. 04.12.2020. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/obrazovanie/26448/ (дата обращения: 20.01.2024).

8. Гегер А. Э. Социальный портрет студента Университета при МПА ЕврАзЭС // Университет при МПА ЕврАзЭС. URL: https://www.miep.edu.ru/sveden/files/Otchet_19.06.2023.pdf (дата обращения: 20.01.2024).

9. Кирсанова Н. П., Гонашвили А. С., Кузьминых О. Б. Мотивация к занятию научной деятельностью в условиях трансформации образования (на примере пилотажного исследования в Университете при МПА ЕврАзЭС) // Теория и практика общественного развития. 2022. № 4. С. 26–33. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2022.4.3.

10. Ельмеев В. Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология: очерки методологии. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

11. Ядов В. А., Иванов В. Н. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1972.

12. Климин А. И., Тихонов Д. В. Методологические проблемы применения индекса NPS при оценке взаимоотношений с клиентами // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2017. № 3. С. 168–173.


Рецензия

Для цитирования:


Кирсанова Н.П., Глухих В.А., Гонашвили А.С., Гегер А.Э. Социальный портрет студента негосударственного вуза Санкт-Петербурга (на примере АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС»). Дискурс. 2024;10(2):59-74. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-2-59-74

For citation:


Kirsanova N.P., Glukhikh V.A., Gonashvili A.S., Geger A.E. Social Portrait of a Student of a Non-State Higher Education Institution of St Petersburg (on the Example of AN НЕО “University associated with IA EAEC”). Discourse. 2024;10(2):59-74. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-2-59-74

Просмотров: 244


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)