Социальный портрет студента негосударственного вуза Санкт-Петербурга (на примере АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС»)
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-2-59-74
Аннотация
Введение. Статья является результатом кейс-анализа по изучению удовлетворенности студентов АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» учебным процессом как одним из показателей качества образования. Анализ различных аспектов удовлетворенности студентами деятельностью вуза позволяет выявить проблемы в организации процесса обучения и найти оптимальные способы их решения, используя имеющиеся ресурсы. Кроме того, определение общего уровня удовлетворенности студентов дает возможность принимать управленческие решения на основе актуальной информации о потребностях учащихся и качестве предоставляемых им образовательных услуг.
Цель статьи – проанализировать степень удовлетворенности студентов АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» образовательным процессом в целом и их карьерные ориентации. Такая постановка вопроса позволит более точно определить проблемы и потребности учащихся, а также разработать рекомендации для улучшения качества образовательного процесса.
Методология и источники. В качестве методологической стратегии выбран метод case-study. Основным исследовательским методом в работе являлся опрос.
Результаты и обсуждение. Представлены результаты социологического исследования, проведенного в форме анкетного опроса. Тип выборки – сплошная. Согласно опросу, студенты демонстрируют прагматизм и нацеленность на результат в процессе обучения. Так, 70,6 % заявили, что учиться им помогает только внутренняя мотивация. В сложных конкурентных условиях студентам необходима уверенность в том, что профессия, которую они получат в вузе, будет востребована, что знаний хватит для ведения эффективной конкурентной борьбы с другими выпускниками на рынке труда. В этих условиях современные студенты нацелены не столько на получение фундаментальных знаний, сколько на приобретение практических навыков.
Заключение. Одним из основных результатов анализа стал вывод о том, что наиболее болезненными вопросами для студентов являются прохождение практики, а также возможности обучения по грантам. На эти два аспекта удовлетворенности руководству вуза следует обратить наиболее пристальное внимание.
Об авторах
Н. П. КирсановаРоссия
Кирсанова Наталия Павловна – кандидат социологических наук (2006), доцент(2022), декан факультета бизнес-коммуникаций
ул. Смолячкова, д. 14/1, Санкт-Петербург, 194044
Автор более 40 научных публикаций, в том числе двух монографий. Сфера научных интересов: межкультурная коммуникация, социология образования, цифровизация образования
В. А. Глухих
Россия
Глухих Владимир Александрович – кандидат философских наук (1984), доцент (1991), доцент кафедры социологии и политологии
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
Автор более 50 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология образования, этносоциология.
А. С. Гонашвили
Россия
Гонашвили Александр Сергеевич – кандидат социологических наук (2022), старший преподаватель кафедры социологии Санкт-Петербургского государственного технологического института; помощник проректора по научной работе Университета при МПА ЕврАзЭС
Московский пр., д. 26, Санкт-Петербург, 190013
ул. Смолячкова, д. 14/1, Санкт-Петербург, 194044
Автор более 120 научных публикаций, в том числе двух монографий. Сфера научных интересов: социология спорта, экономическая социология, социология неравенства, межкультурные коммуникации.
А. Э. Гегер
Россия
Гегер Алексей Эдуардович – кандидат социологических наук (2012), ассоциированный
научный сотрудник
ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, Санкт-Петербург, 190005
Автор более 40 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология образования, методы социологических исследований.
Список литературы
1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31.07.2020 № 860 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009070046?ysclid=lshq8rimkr880282029 (дата обращения: 19.01.2024).
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления / пер. с фр. Е. А. Самарской. М.: АСТ, 2020.
3. Ценности молодежи // ВЦИОМ. 14.12.2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (дата обращения: 05.01.2024).
4. Постсоветская молодежь: предварительные итоги / Л. Гудков, Н. Зоркая, Е. Кочергина, К. Пипия. М.: Новое литературное обозрение, 2023.
5. Свадьбина Т. В., Ретивина В. В. Профессиональный выбор школьников (по материалам социологического исследования) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 2 (27). С. 215–217. DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0050.
6. Профориентация // Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/career_guidance/?page=2 (дата обращения: 20.01.2024).
7. Ярмарка вакансий: как вузы помогают студентам с профориентацией // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. 04.12.2020. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/obrazovanie/26448/ (дата обращения: 20.01.2024).
8. Гегер А. Э. Социальный портрет студента Университета при МПА ЕврАзЭС // Университет при МПА ЕврАзЭС. URL: https://www.miep.edu.ru/sveden/files/Otchet_19.06.2023.pdf (дата обращения: 20.01.2024).
9. Кирсанова Н. П., Гонашвили А. С., Кузьминых О. Б. Мотивация к занятию научной деятельностью в условиях трансформации образования (на примере пилотажного исследования в Университете при МПА ЕврАзЭС) // Теория и практика общественного развития. 2022. № 4. С. 26–33. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2022.4.3.
10. Ельмеев В. Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология: очерки методологии. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
11. Ядов В. А., Иванов В. Н. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1972.
12. Климин А. И., Тихонов Д. В. Методологические проблемы применения индекса NPS при оценке взаимоотношений с клиентами // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2017. № 3. С. 168–173.
Рецензия
Для цитирования:
Кирсанова Н.П., Глухих В.А., Гонашвили А.С., Гегер А.Э. Социальный портрет студента негосударственного вуза Санкт-Петербурга (на примере АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС»). Дискурс. 2024;10(2):59-74. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-2-59-74
For citation:
Kirsanova N.P., Glukhikh V.A., Gonashvili A.S., Geger A.E. Social Portrait of a Student of a Non-State Higher Education Institution of St Petersburg (on the Example of AN НЕО “University associated with IA EAEC”). Discourse. 2024;10(2):59-74. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-2-59-74