Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Почему китайское «общество» так называют: как социально-управленческий дискурс на рубеже XIX–XX вв. определил выбор термина

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-2-29-38

Аннотация

 Введение. Цель данной статьи заключается в исследовании причин выбора термина  «шэхуэй» для обозначения понятия «общество» в Китае на рубеже XIX–XX вв. Научная  новизна работы проявляется в комплексном анализе социально-управленческого дискурса того времени и выявлении факторов, повлиявших на терминологический выбор.   Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания процессов формирования социальных наук в Китае, что необходимо для интерпретации современных  социально-политических процессов в стране, в том числе в русле современной социологии управления. Это особенно важно для российской социологии, в сферу интересов  которой входит поиск взаимовыгодных стратегий взаимодействия российского и китайского социумов, что невозможно без изучения подходов Китая к управлению процессами развития страны, ее внутренних и внешних социальных связей.

  Методология и источники. В исследовании применяются системно-исторический  подход, а также дискурсивный, терминологический, этимографический и факторный  анализ. В работе ипользованы классические китайские тексты и труды китайских просветителей конца XIX – начала XX вв., а также некоторые материалы, собранные современными исследователи, в частности Н. М. Калюжной.  

 Результаты и обсуждение. Основными результатами исследования стали выявление и анализ внутриполитических, социальных, внешнеполитических и лингвистических факторов, определивших социально-управленческий дискурс исследуемого периода и выбор в пользу «шэхуэй» среди основных терминов, конкурировавших за  право обозначать понятие «общество». Указывается, что процесс формирования социально-управленческого дискурса шел в русле постепенного снижение влияния традиционализма и усиление идей антимонархизма, народовластия и самоуправления.

  Заключение. Подчеркивается, что термин «шэхуэй» стал одним из ключевых в социально-управленческом дискурсе Китая на рубеже веков, отражая мировые социально[1]политические тенденции. Выбор этого термина является результатом сложного взаимодействия различных факторов формирования дискурсивных практик, которые в  дальнейшем сами видоизменялись под воздействием указанного термина и его производных. 

Об авторе

Е. В. Кремнёв
Иркутский государственный университет; Социологическоий институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН
Россия

Кремнёв Евгений Владимирович – кандидат социологических наук (2008), доцент(2013), заведующий кафедрой китаеведения, руководитель Научно-исследовательского центра трансдисциплинарной регионологии Азиатско-Тихоокеанского региона Иркутского государственного университета; ассоциированный научный сотрудник Российско-китайского центра междисциплинарных исследований Социологического института РАН – филиала ФНИСЦ РАН

ул. Карла Маркса, д. 1, Иркутск, 664003

 ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, Санкт-Петербург 190005

Автор более 100 научных публикаций. Сфера научных интересов: социальное управление в Китае, трансдисциплинарная регионология. 



Список литературы

1. Калюжная Н. М. Проблемы социологии в трудах китайских просветителей (начало XX века). М.: Ин-т востоковедения РАН, 2002.

2. 群 // 汉语大字典. 成都: 四川辞书出版社, 2010. 第 3134–3135页.

3. 群 // 辞源修订本. 第三分册. 香港: 商务印书馆, 1982. 第2263页.

4. Феоктистов В. Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы: исследование и перевод. М.: Наука, 1976.

5. Классическое конфуцианство: в 2 т. Т. II. Мэн-цзы. Сюнь-цзы / пер. И. Т. Зограф. СПб.: ИД «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

6. 观念史研究: 中国现代重要政治术语的形成 / 金观涛著. 北京: 法律出版社, 2010.

7. 梁启超. 饮冰室文集之二,第二册. 北京: 中华书局, 1989.

8. 欧矩甲. 论大地各国变法皆由民起 // 时条报. 第五十册. 1898年一月三日.

9. Пан Давэй. К истории социологии в Китае // Социол. исслед. 2009. № 4. С. 130–136.

10. 旧唐书 / 刘昫等撰. 北京: 中华书局, 1975.

11. 程颐. 明道先生行状 // 近思录. 卷九. 治法. 台北: 金枫出版有限公司, 1997.

12. 宋会要辑本 / 杨家骆主编. 台北:世界书局,1964.

13. Веселова Л. С., Дерюгин П. П., Лебединцева Л. А. Векторы становления китайской социологии: прагматическая направленность, сохранение традиции // Социол. исслед. 2018. № 7 (411). С. 124–134. DOI: 10.31857/S013216250000169-8.

14. 问答 // 新民丛报,第十一号. 1902年7月5日. 第2页.

15. 章太炎. 驳康有为论革命书 // 海上文学百家文库. 章太炎、刘师培卷. 上海: 上海文艺出版社, 2010.

16. 章太炎. 国家论 // 中国近代思想家文库. 章太炎卷. 北京: 中国人民大学出版社, 2015.

17. 章太炎. 建立宗教论 // 章太炎全集. 第4册. 上海: 上海人民出版社, 1985.

18. 梁启超. 变法通议 // 时务报. 1896年8月.

19. Кремнёв Е. В. Некоторые аспекты формирования термина «социология» («社会学») в Китае // Вестн. Ирк. гос. лингв. ун-та. 2012. № 4. С. 74–78


Рецензия

Для цитирования:


Кремнёв Е.В. Почему китайское «общество» так называют: как социально-управленческий дискурс на рубеже XIX–XX вв. определил выбор термина. Дискурс. 2024;10(2):29-38. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-2-29-38

For citation:


Kremnyov E.V. Why Chinese “Society” is So Called: How Social and Managerial Discourse Caused the Choice of the Word at the Turn of the 19th and 20th Centuries. Discourse. 2024;10(2):29-38. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-2-29-38

Просмотров: 222


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)