Реализация концепта «тайна» в произведениях Дж. Липпарда и Н. Бантлайна
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-1-114-127
Аннотация
Введение. Статья посвящена анализу языковых средств выражения концепта «тайна» в беллетристических произведениях Дж. Липпарда и Н. Бантлайна, выделению его социокультурного компонента и построению полевой модели лексических единиц, представляющих данный концепт. Актуальность исследования обусловлена интересом современной лингвистики к изучению концептосферы художественных произведений жанра «городских тайн» американских авторов.
Методология и источники. Исследование проведено в рамках лингвокультурологического подхода с использованием методов описания, сравнения, интерпретационного анализа, концептуального анализа, метода анализа словарных дефиниций, структурно-семантического анализа, метода количественных подсчетов. Иллюстративный материал исследования составил более 74 лексических единиц, представляющих концепт «тайна» в языке, 45 из которых были обнаружены в анализируемых произведениях. Материал был получен методом направленной выборки из беллетристических произведений американских авторов XIX в.
Результаты и обсуждение. В данной статье рассматриваются и анализируются различные трактовки концепта «тайна» отечественными и зарубежными учеными; определяется роль концепта в художественном произведении в целом и в анализируемых романах двух авторов – Дж. Липпарда и Н. Бантлайна; выявляются особенности языковой реализации концепта «тайна»; классифицируются языковые единицы концепта относительно их частей речи, семантики и стилистической окраски; анализируются языковые картины мира писателей и концептосферы их произведений, иллюстративная зона которых выявляет причины сходства не только сюжетных линий, но и их лексического наполнения.
Заключение. Проведенное исследование позволило описать и проиллюстрировать идиостиль американских авторов XIX в. через систему средств выражения, которая соотносит внутренний мир писателя с художественной действительностью, художественным миром текста, создаваемым «поэтическим» языком. Ментальный мир может трактоваться в когнитивной терминологии как индивидуальная поэтическая концептосфера, или концептуальная система автора, состоящая из понятийного, предметного, ассоциативного, образного и символического слоев концепта. Исследование показало, что изучение языковой картины мира писателя и концептосферы произведения можно проводить с помощью полевой методики, анализируя лексико-семантическое поле (ЛСП), входящее в концепт «тайна». Анализируемое ЛСП отличается более специфическим составом лексики, усложнением семной структуры слов, наращиванием сем и перестройкой их иерархии, что вместе формирует художественное мировоззрение авторов.
Об авторах
В. В. БезруковаРоссия
Безрукова Вера Викторовна – кандидат филологических наук (2004), доцент кафедры английского языка
ул. Ленина, д. 86, Воронеж, 394024
А. В. Гаркуша
Россия
Гаркуша Артемий Витальевич – магистрант кафедры английского языка
ул. Ленина, д. 86, Воронеж, 394024
Список литературы
1. Попова 3. Д., Стернин И. А. Язык как национальная картина мира. Воронеж: Истоки, 2007.
2. Крючкова Н. В. Методы изучения концепта // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию Казан. ун-та: труды и материалы / под ред. К. Р. Галиуллина., Казань, 4–6 окт. 2004 г. / Казан. гос. ун-т. Казань, 2004. С. 271–272.
3. Пименова М. В. Душа и жизнь: особенности концептуализации. Кемерово: ИПК «Графика», 2004.
4. Sue E. Les mystères de Paris. Paris: J. Rouff, 1842.
5. Lippard G. The Quaker City, or the Monks of Monk Hall. Philadelphia: Leary, Stuart & Company, 1845.
6. Buntline N. The Mysteries and Miseries of New York: A Story of Real Life. Dublin: J. M'Glashan, 1849.
7. Мельничук О. А., Мельничук Т. А. Стратегии детективного дискурса (на примере романов А. Кристи) / Вопросы психолингвистики. 2012. № 15. С. 156–167.
8. Василенко Л. Краткий философско-религиозный словарь. М.: Истина и жизнь, 1996.
9. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания. 1953. № 5. С. 3–29.
10. Новиков Л. А. Семантическое поле как лексическая категория // Теории поля в современном языкознании. Уфа: БашГУ, 1991. С. 3–7.
11. Васильев Л. М. Парадигматические и синтагматические поля // Актуальные проблемы лексикологии: докл. Третьей лингвистической конф., Новосибирск, 3–7 мая 1971 г. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1971. С. 102–104.
12. Cambridge Dictionary. URL: http://dictionary.cambridge.org (дата обращения: 05.01.2023).
13. Collins English Dictionary. URL: http://www.collinsdictionary.com/dictionary/english (дата обращения: 10.01.2023).
14. Longman English Dictionary. URL: http://www.ldoceonline.com (дата обращения: 10.01.2023).
15. Macmillan Dictionary and Thesaurus: Free English Dictionary. URL: http://www.macmillandictionary.com/ (дата обращения: 05.01.2023).
16. Merriam-Webster Dictionary. URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary (дата обращения: 07.01.2023).
17. Вежбицкая А. Язык, культура, познание / пер. с англ., отв. ред. М. А. Кронгауз. М.: Русские словари, 1996.
18. Караулов Ю. Н. Структура лексико-семантического поля // Филологические науки. 1972. № 1. С. 57–68.
19. Язикова Ю. С. Слово в языке A. M. Горького: смысловая структура слова в семантико-стилистической системе писателя. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1985.
Рецензия
Для цитирования:
Безрукова В.В., Гаркуша А.В. Реализация концепта «тайна» в произведениях Дж. Липпарда и Н. Бантлайна. Дискурс. 2024;10(1):114-127. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-1-114-127
For citation:
Bezrukova V.V., Garkusha A.V. Concept of «Mystery» and its Realization in the Works of J. Lippard and N. Buntline. Discourse. 2024;10(1):114-127. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2024-10-1-114-127