Preview

Дискурс

Расширенный поиск

К вопросу о систематизации современной терминологии рекламы и паблик рилейшнз

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-173-183

Аннотация

Введение. Динамичное развитие и диверсификация современной публичной сферы, особенно в условиях тотальной диджитализации и медиатизации, требует современной научной рефлексии. В статье предлагаются принципы классификации системы терминов рекламы и связей с общественностью. Цель публикации – продемонстрировать операциональность использования гнездового способа лексикографической фиксации терминов рекламы и связей с общественностью, построенной на классической модели коммуникации понятий Г. Лассуэлла.

Методология и источники. Проблемы лексикографии терминов коммуникационной сферы (журналистики, прикладных коммуникаций, медиакоммуникаций) имеют свою научную рефлексию. В статье представляется модель современного словаря рекламы и связей с общественностью, где в основу гнездового принципа положены компоненты модели Г. Лассуэлла.

Результаты и обсуждение. В работе предложены основные гнезда (понятийно-терминологические поля) словаря рекламы и связей с общественностью: базовое; субъекты коммуникаций; объекты коммуникаций; коммуникационные инструменты (традиционные и новые); коммуникационные технологии; результаты коммуникаций; коммуникационный продукт. Анализ состава гнезд словаря позволил в качестве классифицирующих признаков терминов словаря выделить дихотомии: по исходной научной дисциплине; по употребительности в тематическом поле; по этимологии; по написанию заимствований; по структуре; по продуктивности словообразовательной модели.

Заключение. Описание и классификация терминологии рекламы и паблик рилейшнз выявило ряд проблем описания терминов новых социальных практик и научных дисциплин: границы предмета исследования; принципы отбора источников, специфика лексикографической обработки (от словника к глоссарию и словарю). Работа над словарем может в дальнейшем дать материал для обсуждения ряда собственно лингвистических задач.

Об авторе

А. Д. Кривоносов
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Кривоносов Алексей Дмитриевич – доктор филологических наук (2002), профессор (2006), заведующий кафедрой коммуникационных технологий и связей с общественностью 

наб. канала Грибоедова, д. 30-32, 199023



Список литературы

1. Кривоносов А. Д., Данилова Н. И. История рекламы и связей с общественностью. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020.

2. Руберт И. Б., Кривоносов А. Д. Социопрагматические и лингвистические аспекты терминообразования (на примере терминов, обозначающих субъектно-объектную сферу PR) // Известия СПбГЭУ. 2015. № 1 (91). С. 108–113.

3. Щербакова Е. В. Предметная область «Связи с общественностью» в терминографическом аспекте: дисс. … канд. филол. наук / ИвГУ. Иваново, 2005.

4. Нечаева Е. А. Лингвостилистические особенности PR-терминологии: прагматические, фонетико-орфографические, лексико-грамматические, лингвокультурные аспекты: дисс. … канд. филол. наук / ИГХТУ. Иваново, 2016.

5. Чащина И. И. Комплексное исследование англоязычной терминологии “Public Relations”: автореф. … канд. филол. наук / ОмГТУ. Омск, 2012.

6. Андрианова Н. А. Терминология событийного маркетинга (на материале терминологических систем Ивент/Special Event): автореф. … канд. филол. наук / СПбГУЭФ. СПб., 2012.

7. Клочко К. А., Лашова С. Н. К вопросу об изменчивости терминологии в сфере рекламы и связей с общественностью // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 6. Ч. 2. С. 173–175. DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-173-175.

8. Киуру К. В., Кривоносов А. Д. Динамические изменения в терминологии PR // Российская пиарология-7: тренды и драйверы: cб. науч. тр. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. С. 25–31.

9. Азарова Л. В., Ачкасова В. А. Эволюция базовой терминологии паблик рилейшнз: актуальные подходы // Российская пиарология-7: тренды и драйверы: cб. науч. тр. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. С. 5–8.

10. Валитов Н. Р., Паутов А. Д., Пушкарева Л. Г. Изучение терминологии на примере сферы рекламы и связей с общественностью // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 3 (33). С. 42–48. DOI: 10.1738/issn1998-30.018.33.4.

11. Сергиенко П. И. К вопросу о терминах предметной области «Связи с общественностью» (на материале английского языка) // Вестн. Моск. ун-та. Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3. С. 58–69.

12. Чесанов А. А. Реклама в России и за рубежом: учеб. пособие. СПб.: СПбГУ, 1996.

13. Иванова К. А. Англо-русский словарь терминов по рекламе и паблик рилейшнз. М.: Политехника, 1998.

14. Гунтаре М. Толковый словарь для PR-менеджеров. Рига: Балтийский русский ин-т, 2005.

15. Радченко И. А. Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз / под ред. Е. Е. Топильской. Воронеж: Изд-во ВФ МГЭИ, 2007.

16. Журналистика, реклама, связи с общественностью: словарь / сост. В. В. Тулупов. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2010.

17. Словарь терминов для специалистов по рекламе и PR / под ред. А. Н. Волковой. СПб.: Изд-во СПбГУАП, 2013.

18. Энциклопедия паблик рилейшнз / Ж. Сегела, Т. Лебедева и др. Париж; М.: L’Harmattan: «Имидж-контакт», 2009.

19. Учебный словарь языка связей с общественностью / под общ. ред. Л. В. Минаевой. М.: Дрофа, 2010.

20. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник / сост. Ф. И. Шарков. М.: ИТК «Дашков и К°», 2023.

21. Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой. М.: ФЛИНТА, 2018.

22. Отечественная теория медиа: основные понятия / под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019.

23. Кривоносов А. Д. Новый справочник по медиалингвистике // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 1 (31). С. 216–220.

24. Кривоносов А. Д. Московская школа коммуникативистики: новый справочник по медиа. Рецензия // Российская школа связей с общественностью. 2020. № 16. С. 158–164.

25. Краткий словарь терминов и ключевых понятий ивент индустрии. Маркетинг и менеджмент дестинаций (DMO/DMC) / А. В. Вальков, И. С. Огнев, Д. А. Островская и др. СПб.: Первый ИПХ, 2021.

26. Кривоносов А. Д., Киуру К. В. Парадигматика современной системы массовых коммуникаций в модели Г. Лассуэлла // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11, № 1. С. 27– 40. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(1).27-40.


Рецензия

Для цитирования:


Кривоносов А.Д. К вопросу о систематизации современной терминологии рекламы и паблик рилейшнз. Дискурс. 2023;9(6):173-183. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-173-183

For citation:


Krivonosov A.D. On the Issue of Systematization of Modern Terminology of Advertising and Public Relations. Discourse. 2023;9(6):173-183. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-173-183

Просмотров: 274


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)