Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Образы Луны и Солнца в поэзии Ф. Г. Томпсона

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-128-142

Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу метафорических моделей, описывающих две ключевые мифологемы в творчестве английского религиозного поэта рубежа XIX– XX вв. Ф. Г. Томпсона – Луну и Солнце. Актуальность проводимого исследования связана с возрастающим интересом к репрезентации индивидуально-авторской картины мира в поэтическом тексте и с тем, что творчество Ф. Г. Томпсона в отечественной филологии остается малоизученным.

Методология и источники. Исследование базируется на когнитивной (концептуальной) теории метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Эмпирической базой послужили стихотворения и поэмы Ф. Г. Томпсона «A Corymbus for Autumn», «Orient Ode», «Ode to the Setting Sun», «The Mistress of Vision», «An Anthem of Earth», «Sister Songs», «The Night of Forebeing», «The Hound of Heaven», «The Song of Hours», «The Sere of the Leaf», «The Dead Astronomer», «Ad Amicam», «Ad Castitatem», «Love Declared», «Nocturn», «Assumpta Maria», «To a Poet Breaking Silence», «Arab Love-Song», «Victorian Ode».

Результаты и обсуждение. В ходе анализа установлено, что в поэзии Ф. Г. Томпсона образы Луны и Солнца противопоставляются как «пассивное – активное», «слабое – сильное», «целомудрие – страсть», «холод – тепло», «вода – огонь», в меньшей степени

«смерть – жизнь», «женское – мужское» и «языческое – христианское». Солнце – источник жизни, красоты и поэтического вдохновения, и, кроме того, движение Солнца по небу в течение суток помогает людям понять историю и смысл смерти и воскресения Христа. Луна же, несмотря на свою холодность и пассивность, тоже играет необходимую роль в мироздании (например, управляя природными циклами и выступая посредницей между Солнцем и людьми).

Заключение. Образы Луны и Солнца органично вписываются в общую систему образов поэзии Томпсона, в которой автор стремится создать образ одухотворенной Вселенной, наполненной присутствием Бога. Солнце – центральный образ поэзии Томпсона, активно действующий персонаж, нередко уподобляющийся Христу; Луна более пассивна и сильнее связана с язычеством и смертью (что, однако, не придает ее образу негативных коннотаций).

Об авторе

М. В. Семенихина
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Семенихина Мария Васильевна – старший преподаватель кафедры романо-германской филологии и перевода 

наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литера А, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Казакова О. В. Поэтика Фрэнсиса Томпсона: дис. … канд. филол. наук / МГУ. М., 2003.

2. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live by. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1980.

3. Thompson F. H. The Collected Poetry of Francis Thompson. London: Hodder & Stoughton, 1913.

4. Kearney M. J. Francis Thompson and His Relationship to the 1890’s. Chicago, 1947. URL: https://ecommons.luc.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1636&context=luc_theses (дата обращения: 05.07.2023).

5. Dimond W. B. The Sun in the Poetry of Francis Thompson. Chicago, 1936. URL: https://ecommons.luc.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1139&context=luc_theses (дата обращения: 05.07.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Семенихина М.В. Образы Луны и Солнца в поэзии Ф. Г. Томпсона. Дискурс. 2023;9(6):128-142. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-128-142

For citation:


Semenikhina M.V. Images of the Moon and the Sun in the Poetry of F.H. Thompson. Discourse. 2023;9(6):128-142. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-128-142

Просмотров: 167


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)