Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Социологическая диагностика образа «героя» как объекта социального конструирования в идеологии молодежи в период проведения специальной военной операции

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-101-115

Аннотация

Введение. В статье рассматривается применение концепции социального конструирования к формированию образа «героя» у студенческой молодежи и его социодинамика в период проведения специальной военной операции. Для сравнительного анализа взяты военнослужащие срочной службы и казачья молодежь. Отмечается важность влияния образов «героев», отвечающих определенным требованиям в условиях «гибридной войны».

Методология и источники. Представлены основные подходы к социальному конструированию с позиции формирования образа «героя» (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Г. Блумер, К. Поппер, М. Спектор, Дж. Китсьюз, У. Липпман). Описаны факторы, влияющие на формирование образа «героя» и процедуры социального конструирования. Показана взаимосвязь сконструированного образа «героя» и результата его функционирования в социальной среде. Обосновывается влияние СМИ и социальных сетей на формирование образа «героя», описывается концепция социального конструкта: представления молодежи – ценностный выбор – результат. Приведены данные исследований авторов статьи по ценностным ориентациям молодежи.

Результаты и обсуждение. Представлены результаты социологической диагностики образа «героя» в динамике 2022–2023 гг. у студенческой молодежи Санкт-Петербурга и Москвы и группы молодежи, к которым применялись целенаправленные социальные технологии, – военнослужащие срочной службы и казачья молодежь.

Заключение. На втором году проведения специальной военной операции произошла трансформация образа «героя» для всех групп молодежи. На студенческую молодежь оказало влияние социальное конструирование «мягкой силы». Например, смена транслируемого контента в Интернете, введение специальных уроков мужества и «Разговоров о важном». Однако эталон «героя-воина» остается на уровне Великой Отечественной войны, что говорит о недостаточном историческом погружении транслируемой информации и в то же время недостаточной актуализации современных героев-воинов.

Об авторах

А. С. Курапова
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Курапова Анна Сергеевна – кандидат социологических наук (2018), доцент кафедры социологии и политологии 

ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022



С. В. Курапов
Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (ПКУ)
Россия

Курапов Сергей Владимирович – кандидат социологических наук (2021), доцент кафедры культуры казачества

ул. Земляной Вал, д. 73, Москва, 109004



А. Б. Ильченко
Федеральное агентство по делам молодежи
Россия

Ильченко Александр Борисович – помощник руководителя 

Большой Трехсвятительский пер., д. 2/1, стр. 2, Москва, 109028



Список литературы

1. Соколова Б. Ю. Понятие «герой»: проблемы интерпретаций // Вестн. культурологии. 2021. № 3 (98). C. 9–28. DOI: 10.31249/hoc/2021.03.01.

2. Щербина А. В. Актуальные задачи социологической диагностики (на примере «Очерков военного времени» К. Манхейма) // ДИСКУРС. 2023. Т. 9, № 1. C. 53–68. DOI: 10.32603/2412-85622023-9-1-53-68.

3. Шестаков Ю. А. Историческое сознание российской молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности России // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2022. T. 47, № 2. C. 399–407. DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-2-399-407.

4. Белоконев С. Ю., Косарева А. А. Политико-психологические особенности формирования национально-государственной идентичности у молодежи: историографический обзор // Гуманитарные науки. Вестн. Финансового ун-та. 2022. T. 12, № 5. C. 23–30. DOI: 10.26794/2226-78672022-12-5-23-30.

5. Воспитание молодежи в эпоху глобализации: психологические особенности / Н. В. Бокова, Н. Н. Симонович, Д. Н. Багрецов, Г. Н. Симонович // Аграрное образование и наука. 2017. № 3. URL: http://aon.urgau.ru/images/2017/03/04_03_2017.pdf (дата обращения: 19.03.2023).

6. Шюц А. Избранное. Мир, светящийся смыслом / пер. с нем. и англ. В. Г. Николаева, С. В. Ромашко, Н. М. Смирновой. М.: РОССПЭН, 2004.

7. Репникова К. А. Ценности современной молодежи в условиях нестабильности внешней среды // Контентус. 2021. № 2. C. 30–38. DOI: 10.24411/2658-6932-2021-10132.

8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995.

9. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2-х т. / пер. с англ. В. Н. Садовского. М.: Феникс, 1992.

10. Философия: социальная инженерия: Методические указания к самостоятельной работе / сост. М. И. Микешин. СПб.: Горный ун-т, 2015.

11. Blumer H. Social Problems as Collective Behavior // Social problems. 1971. Vol. 18, iss. 3. P. 298–306. https://doi.org/10.2307/799797.

12. Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем / пер. с англ. И. Г. Ясавеева // Контексты современности – II. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С. 160–163.

13. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004.

14. Таскаева А. В., Питина С. А. Трансформация образа героя в медийном дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. T. 14, № 7. C. 2215–2220. DOI: 10.30853/phil210340.

15. Вайднер Е. В., Ашивкина Е. А. Составляющие системы ценностей современной молодежи // Наука и образование. 2022. T. 5, № 2: 94.

16. Курапов С. В. Идентификационные ориентации кадетов в казачьих кадетских корпусах: результаты сетевого измерения и некоторые выводы относительно человеческого капитала // Человеческий капитал в фокусе современного социологического дискурса. СПб.: Медиапиар, 2020. С. 146–168.

17. Курапов С. В., Шиляева А. С. Влияние медиакультуры на ценности молодежного предпринимательства // Медиа в современном мире. Молодые исследователи: мат. XX междунар. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, СПб., 11–12 марта 2021 г. / СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2021. С. 240–242.

18. Шиляева А. С., Курапов С. В. Диагностика социального капитала студенческой молодежи, предпосылки к совершенствованию преподавательской деятельности (на примере студентов-вечерников технического факультета) // Информация – Коммуникация – Общество: XIX Всерос. научн. конф. с междунар. уч. СПб., 2–3 февраля 2022 г. / СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2022. С. 356–359.

19. Исследование ценностей и жизненных предпочтений современной молодежи в России / И. И. Косинова, Ю. М. Гришаева, М. Н. Вовченко и др. // Вестн. РМАТ. 2022. № 2. C. 21–28.

20. Попков В. Д., Попкова Е. А. В поисках ориентиров культурной памяти. Историческая политика, образовательные программы и идентичность молодежи // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 65. C. 141–153. DOI: 10.17223/1998863X/65/14.

21. Курапов С. В., Шиляева А. С. «Герой нашего времени» глазами молодежи, ориентированными на IT-сферу // Патриотизм в российском обществе: мат. Всерос. конф. СПб., 15 апреля 2022 г. / СПб.: СПб ГБУ «Дзержинец», 2022. С. 74–78.

22. Курапова А. С., Курапов С. В., Сергеев М. Н. Условия социализации военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву (на примере диагностики ценностных ориентаций военнослужащих срочников) // Информация – Коммуникация – Общество: XIX Всерос. научн. конф. с междунар. уч. СПб., 2–3 февраля 2023 г. / СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2023. С. 187–192.


Рецензия

Для цитирования:


Курапова А.С., Курапов С.В., Ильченко А.Б. Социологическая диагностика образа «героя» как объекта социального конструирования в идеологии молодежи в период проведения специальной военной операции. Дискурс. 2023;9(6):101-115. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-101-115

For citation:


Kurapova A.S., Kurapov S.V., Ilchenko A.B. Sociological Diagnostics of the Image of a “hero” as an Object of Social Construction in the Ideology of Youth, during a Special Military Operation. Discourse. 2023;9(6):101-115. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-101-115

Просмотров: 261


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)