Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Социально-философские основания исследования искусственного интеллекта в искусстве (на примере музыки)

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-44-56

Аннотация

Введение. В настоящее время технологии искусственного интеллекта (ИИ) стремительно развиваются, получая все более широкое распространение в различных сферах жизнедеятельности человека. Одной из сфер, где оказывается активно задействован ИИ, выступает искусство во всем многообразии его проявлений. Использование ИИ в искусстве порождает не только новые творческие и технологические возможности, но и социокультурные вызовы, которые нуждаются в социально-философской рефлексии. Статья направлена на выявление оснований данной рефлексии в практиках применения ИИ в сфере музыкального искусства.

Методология и источники. В работе используются общенаучные исследовательские методы анализа и синтеза, а также методология междисциплинарного и философского подходов к рассмотрению практик применения ИИ в области музыкального искусства. В качестве источников использована специальная литература зарубежных (A.-M. Gioti, N. Hageback, D. Hedblom и др.) и отечественных (М. С. Бурцев, Р. И. Мамина, Е. В. Пирайнен, А. В. Попова и др.) авторов, а также электронные ресурсы, посвященные проблематике ИИ, включая проблематику ИИ в музыкальном искусстве.

Результаты и обсуждение. Рассматриваются теоретические основания изучения ИИ на современном этапе его развития. Анализируются социально-философские основания исследования ИИ в искусстве. Проясняются особенности обращения к ИИ в таком виде искусства, как музыкальное искусство. Стратегии исследования ИИ в музыкальном искусстве соотносятся с социально-философскими основаниями исследования ИИ.

Заключение. Стратегии исследования ИИ в искусстве базируются на нескольких ключевых социально-философских основаниях, относительное значение которых может меняться в зависимости от специфики конкретного направления темы. В случае музыкального искусства можно выделить не менее трех таких оснований. Речь, в частности, идет о выборе точки зрения на темы социальной субъектности ИИ, возможности ИИ в сфере создания объектов духовной культуры и роли социокультурного контекста в оценке перспектив и границ использования ИИ. Критериями выбора между стратегиями могут выступать ответы на вопросы о природе мотивации субъектов творческой деятельности, о социально-философской парадигме исследования, а также о ценностях социальных групп в фокусе исследования.

Об авторе

А. B. Ильина
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Ильина Анна Валерьевна – аспирантка кафедры философии

ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022



Список литературы

1. Гегель Г. В. Ф. Философия права / пер. с нем. Б. Г. Столпнера, М. И. Левиной. М.: Мысль, 1990.

2. Сильный искусственный интеллект: на подступах к сверхразуму / М. С. Бурцев, О. Л. Бухвалов, А. А. Ведяхин и др. М.: Интеллектуальная литература, 2021.

3. Hageback N., Hedblom D. AI for Arts. Boca Raton: CRC Press, 2022.

4. Wooldridge M. A Brief History of Artificial Intelligence: What It Is, Where We Are, and Where We Are Going. NY: Flatiron Books, 2021.

5. ГОСТ Р 59276–2020. Системы искусственного интеллекта. Способы обеспечения доверия. Общие положения. URL: https://gostassistent.ru/doc/ea6e0879-c26d-4eac-a4b4-9aad39b8e778 (дата обращения: 20.05.2023).

6. Babcock J., Bali R. Generative AI with Python and TensorFlow 2. Harness the power of generative models to create images, text, and music. Birmingham, Mumbai: Packt, 2021.

7. Мамина Р. И., Пирайнен Е. В. Эмоциональный искусственный интеллект как инструмент взаимодействия человека и машины // ДИСКУРС. 2023. Т. 9, № 2. С. 35–51. DOI: 10.32603/24128562-2023-9-2-35-51.

8. Морхат П. М. Риски и угрозы, связанные с применением искусственного интеллекта // Аграрное и земельное право. 2017. № 12 (156). С. 60–65.

9. Zylinska J. AI Art: Machine Visions and Warped Dreams. London: Open Humanities Press, 2020.

10. Шкаленко А. В., Фадеева Е. А. Влияние искусственного интеллекта на креативные индустрии: тенденции и перспективы // Вестн. ВолГУ. Экономика. 2022. Т. 24, № 3. С. 44–59. DOI: 10.15688/ek.jvolsu.2022.3.4.

11. Комашко М. Н. Институт авторства и искусственный интеллект // Труды по интеллектуальной собственности. 2022. Т. 42, № 3. С. 98–109. DOI: 10.17323/tis.2022.15939.

12. Елкина В. Искусственный интеллект научился сочинять музыку, совсем как человек // Rb.ru. 22.02.2017. URL: https://rb.ru/story/ai-composer/ (дата обращения: 22.05.2023).

13. Перепелкина О. Нейронная соната: как искусственный интеллект генерирует музыку // РБК. Тренды. 23.07.2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/5f84b49e9a794729fefb4c88 (дата обращения: 22.05.2023).

14. MUSIIO By SoundCloud. URL: https://www.musiio.com/ (дата обращения: 12.10.2023).

15. About Hello World. URL: https://www.helloworldalbum.net/ (дата обращения: 12.10.2023).

16. AI Song Contest. URL: https://www.aisongcontest.com/ (дата обращения: 12.10.2023).

17. YouChat. URL: https://you.com/ (дата обращения: 12.10.2023).

18. Geroulanos A., Giannakopoulos Th. Emotion Recognition in Music Using Deep Neural Networks // Advances in Speech and Music Technology: Computational Aspects and Applications / ed. by A. Biswas et al. Cham: Springer Nature, 2023. P. 193–213.

19. Hernandez-Olivan C., Beltrán J. Music Composition with Deep Learning: A Review // Advances in Speech and Music Technology: Computational Aspects and Applications / ed. by A. Biswas et al. Cham: Springer Nature, 2023. P. 25–50.

20. Kirke A., Miranda E. R. Performance Creativity in Computer Systems for Expressive Performance of Music // Handbook of Artificial Intelligence for Music: Foundations, Advanced Approaches, and Developments for Creativity / ed. by E R. Miranda. Cham: Springer Nature, 2021. P. 521–584.

21. Gioti A.-M. Artificial Intelligence for Music Composition // Handbook of Artificial Intelligence for Music: Foundations, Advanced Approaches, and Developments for Creativity / ed. by E R. Miranda. Cham: Springer Nature, 2021. P. 53–73.

22. Марков Б. В., Ярочкин Д. А. Музыка перед вызовами цифрового общества // Журнал Сиб. фед. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2021. Т. 14, № 6. С. 810–821. DOI: 10.17516/1997-13700762.

23. К вопросу об определении роли искусственного интеллекта в музыке / А. В. Попова, С. С. Горохова, Г. М. Азнагулова, М. Г. Абрамова // Проблемы музыкальной науки. 2020. № 2. С. 7– 17. DOI: 10.3377/2587-6341.2020.2.007-017.

24. Орехов А. М. Социально-философская наука: предметные основания, структура, функции // Вестн. РУДН. Сер. Философия. 2007. № 3. С. 5–17.

25. Хабермас Ю. Теория коммуникативной деятельности: в 2 т. / пер. с нем. А. К. Судакова. М.: Весь мир, 2022.

26. Crawford T. H. Bruno Latour: From the Non-Modern to the Posthuman // The Palgrave Handbook of Posthumanism in Film and Television / ed. by M. Hauskeller et al. Basingstoke, NY: Palgrave Macmillan, 2015. P. 37–44.

27. Boomy. URL: boomy.com (дата обращения: 12.10.2023).

28. Johnson A. Spotify Removes ‘Tens of Thousands’ of AI-Generated Songs: Here’s Why // Forbes. 09.05.2023. URL: https://www.forbes.com/sites/ariannajohnson/2023/05/09/spotify-removes-tens-of-thousands-of-ai-generated-songs-heres-why/?sh=34ac4f574f4a (дата обращения: 12.10.2023).

29. Stable Audio. URL: https://www.stableaudio.com/ (дата обращения: 12.10.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Ильина А.B. Социально-философские основания исследования искусственного интеллекта в искусстве (на примере музыки). Дискурс. 2023;9(6):44-56. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-44-56

For citation:


Ilina A.V. Socio-Philosophical Foundations of Research of Artificial Intelligence in Art (in the Context of Music). Discourse. 2023;9(6):44-56. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-44-56

Просмотров: 418


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)