Развитие российско-монгольского сотрудничества в сфере высшего образования на современном этапе
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-5-86-97
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблеме международных отношений в сфере высшего образования. Цель исследования – рассмотреть развитие российско-монгольского образовательного сотрудничества на современном этапе. Задачами статьи являются: раскрыть роль русского языка как одного из инструментов развития российско-монгольского образовательного сотрудничества; показать особенности продвижения российского высшего образования в Монголии; показать опыт развития российско-монгольского образовательного сотрудничества на примере новосибирских вузов.
Методология и источники. Изучение проблемы международного сотрудничества в сфере высшего образования опирается на социокультурный подход. Методологическим основанием выступает концепция образования как «мягкой силы». В работе были использованы следующие методы исследования: социологические методы; фокус-группа; анализ вторичных социологических исследований; сравнение; обобщение. Источниками исследования являются нормативно-правовые документы, на которых основаны российско-монгольские отношения, данные других исследований по теме.
Результаты и обсуждение. Наметилась определенная тенденция развития российско-монгольского образовательного сотрудничества, что во многом зависит от намерений региональных вузов, их стремления продвигать образование, язык и культуру по следующим позициям: открытие и финансирование на постоянной основе филиалов; сотрудничество со школами и поднятие статуса русского языка в монгольском образовании; систематическая помощь в методическом обеспечении. Проанализированы данные опросов монгольских студентов, которые показали, что российское высшее образование востребовано среди монгольской молодежи, но необходимо обратить внимание на проблемы социокультурной адаптации монгольских учебных мигрантов. Результаты проведенной фокус-группы также свидетельствуют о проблемах с изучением русского языка монгольскими студентами и выстраиванием коммуникации с российскими студентами.
Заключение. На основании полученных данных исследователи приходят к выводу о положительных тенденциях в образовательном сотрудничестве. Однако потенциал российско-монгольских отношений реализован не в полной мере. После пандемии необходимо более активное продвижение российских образовательных программ в Монголии, что позволит обновить подходы к российско-монгольскому взаимодействию в сфере высшего образования. В статье предлагается перечень мероприятий по развитию российско-монгольского сотрудничества, в том числе развитию межкультурной коммуникации и диалога между российскими и монгольскими студентами.
Об авторах
О. А. БереговаяРоссия
Береговая Оксана Александровна – доктор философских наук (2022), доцент (2012), профессор кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества
ул. Нижегородская, 6, Новосибирск-102, 630102
А. С. Боброва
Россия
Боброва Анастасия Сергеевна – преподаватель кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества
ул. Нижегородская, 6, Новосибирск-102, 630102
М. А. Юрченко
Россия
Юрченко Маргарита Алексеевна – преподаватель кафедры иностранных языков и лингводидактики
ул. Нижегородская, 6, Новосибирск-102, 630102
Список литературы
1. National Security Concept of Mongolia // Ministry of Foreign Affairs of Mongolia. URL: https://mfa.gov.mn/en/documentation/55280/ (дата обращения: 07.07.2023).
2. Декларация о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией // Посольство Российской Федерации в Монголии. URL: https://mongolia.mid.ru/k-95letiu-ustanovlenia-diplomaticeskih-otnosenij/-/asset_publisher/Xut60ySyPd60/content/deklaracia-orazvitii-strategiceskogo-partnerstva-mezdu-rossijskoj-federaciej-i-mongoliej-ulan-bator-25-avgusta2009-goda-?inheritRedirect=true (дата обращения: 07.07.2023).
3. Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве от 3 сентября 2019 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009210041 (дата обращения: 07.07.2023).
4. «Мягкая сила» в российско-монгольских отношениях / отв. ред. В. А. Родионов, А. Нямдолжин. Иркутск: Оттиск, 2022.
5. Лебедева М. М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестн. МГИМО-Университета. 2009. № 6 (9). С. 200–205. DOI; https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-6-9200-205.
6. Будаева Т. Ч. Опыт использования общественных связей в продвижении российского образования в Монголии // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4, № 1. С. 44–58. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-1-44-58.
7. Наваанзоч Х. Цэдэв, Дашдоржийн Мунхбат. Высшее образование в Монголии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7.: Философия. 2013. № 3. С. 51–62.
8. Шрейдер Ю. А., Бирюков Б. В. Отношения общественные // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. М.: 2010. C. 177–178.
9. Доржиева И. Ц., Цыремпилова Э. В. Экспорт образовательных услуг России в Монголию в контексте реформирования монгольской системы образования // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 6 (95). С. 46–51. DOI: 10.24158/pep.2021.6.6.
10. Родионов В. А. Российские ресурсы «мягкой силы» в Монголии: текущее состояние и потенциал использования // Власть. 2020. Т. 28, № 2. С. 283–291. DOI: 10.31171/vlast.v28i2.7169.
11. Комбаев А. В., Давыд М. Российское образование как «мягкая сила»: образовательные стратегии монгольских студентов // Власть. 2022. Т. 30, № 3. С. 216–220. DOI: 10.31171/vlast.v30i3.9071.
12. Джеенбекова С. С. Геополитика Монголии с Россией, Китаем, странами ЦА и АТР // Обозреватель. 2021. № 6 (377). С. 99–109. DOI: 10.48137/2074-2975_2021_6_99.
13. Михалев А. В. Русский язык в политическом пространстве постсоциалистической Монголии // Политическая экспертиза. 2010. № 2. С. 198–212.
14. Проблемы взаимодействия России и Монголии в сфере образования / Н. В. Фалилеева, С. А. Филин, Л. Дугаржав, И. А. Ерофеева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. T. 9, № 12 (201). С. 10–22.
15. Эрдэнэбаяр Г. Взаимодействие России и Монголии в области образования и науки // Вестн. РУДН. Сер.: Всеобщая история. 2017. Т. 9, № 2. С. 184–193. DOI: 10.22363/2312-8127-20179-2-184-193.
16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях // Бюллетень международных договоров. 2006. № 12. С. 62.
17. Россия и Монголия обсудили новые шаги по развитию научно-образовательной кооперации // Минобрнауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/60972/ (дата обращения: 07.07.2023).
18. Береговая О. А., Юрченко М. А. Языковая адаптация иностранных студентов в российском вузе // Alma mater (Вестн. высшей школы). 2022. № 8. С. 74–80. DOI: 10.20339/AM.08-22.074.
Рецензия
Для цитирования:
Береговая О.А., Боброва А.С., Юрченко М.А. Развитие российско-монгольского сотрудничества в сфере высшего образования на современном этапе. Дискурс. 2023;9(5):86-97. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-5-86-97
For citation:
Beregovaya O.A., Bobrova A.S., Yurchenko M.A. Development of Trends in Russian-Mongolian Educational Cooperation in New Conditions. Discourse. 2023;9(5):86-97. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-5-86-97