Репрезентация перцептивного события в интервью с художником
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-4-160-175
Аннотация
Введение. Цель настоящей статьи – рассмотреть языковую актуализацию в дискурсе интервью основных характеристик зрительного восприятия художника. Актуальность работы обусловлена ее включенностью в контекст современных антропоориентированных исследований познания мира творческой личностью. Новизна работы состоит в том, что впервые в рамках комплексного лингвокогнитивного подхода процесс восприятия мира англоязычным художником рассматривается как событие, что позволяет наиболее полно проанализировать его специфику.
Методология и источники. Методологической базой исследования послужили работы лингвистов-когнитологов Л.В. Лаенко, И.Ю. Колесова, психолога В.А. Барабанщикова, выявляющих отличительные характеристики перцептивного образа и обосновывающих целесообразность рассмотрения восприятия как события. Материалом исследования стали интервью с англоязычными художниками из интернет-версий газет, посвященных жизни и деятельности современных мастеров. Используются методы лексико-семантического, фреймового, контекстуального и прагмалингвистического анализа.
Результаты и обсуждение. В работе раскрываются особенности зрительного восприятия мира современными англоязычными художниками, которые находят репрезентацию в дискурсе интервью. Выявлена многомерность субъекта восприятия, различные способы его представленности на вербальном уровне: как наблюдателя-деятеля и как «закадрового» наблюдателя. Показана специфика зрительного восприятия мира художником как перцептивного события, обладающего пространственно-временными координатами и такими значимыми характеристиками, как динамизм, мотивированность, фокусность, эмоциональная маркированность. Денотативная ситуация перцепции актуализируется в английском языке личными местоимениями, предикатами активного действия, перцептивными предикатами, экзистенциональными конструкциями, фразовыми глаголами, предикатами изменения состояния. Важной особенностью творческого восприятия окружающего мира художником является формирование в его сознании необходимости репрезентировать возникающий перцептивный образ посредством живописных знаков, в результате чего данный перцептивный образ получает дальнейшее развитие, становится основой для создания художественного образа, получающего воплощение в живописном произведении.
Заключение. В интервью с художником находит экспликацию сложный процесс познания мира творческой личностью, в основе которого лежит перцептивное событие. Зрительное восприятие репрезентируется художником как направленная деятельность, которой нужно учиться и которая требует определенных усилий и мотивации. В результате перцептивного события, которое проживает художник, формируется художественный образ, находящий актуализацию в произведении искусства.
Об авторах
Т. И. ПетуховаРоссия
Петухова Татьяна Ивановна – кандидат филологических наук (2007), доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии.
Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034
А. О. Чупахина
Россия
Чупахина Александра Олеговна – аспирантка (1-й курс) кафедры иностранных языков.
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
Список литературы
1. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
3. Платон. Филеб. Государство. Тимей. Критий. М.: Мысль, 1999.
4. Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984.
5. Леонардо да Винчи. Анатомия, записи и рисунки / пер. с итал. М. В. Кондратьевой, З. Б. Подкопаевой. М.: Наука, 1965.
6. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / пер. с англ. К. И. Бабицкого. М.: Прогресс, 1977.
7. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / пер. с англ. И. Б. Шатуновского. М.: Языки славянской культуры, 2004.
8. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / пер. с англ. В. В. Лучкова. М.: Прогресс, 1981.
9. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и активности. М.: Медицина, 1966.
10. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская. М.: Просвещение, 1967.
11. Вартофский М. Модели. Репрезентации и научное понимание / пер. с англ.; общ. ред. и послесл. Б. Новика, В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988.
12. Мацумото Д. Психология и культура / пер. с англ. А. С. Кармина. СПб.: Питер, 2003.
13. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего / пер. с англ. М.: Ин-т психологии РАН, 1997.
14. Bock P. K. Handbook of Psychological Anthropology. Westport, Connecticut-London: Greenwood Press, 1994.
15. Segall M. H., Campbell D. T., Herskowitz M. J. The influence of culture on visual perception. NY: Bobs-Merrill, 1966.
16. Режабек Е. Я., Филатова А. А. Когнитивная культурология. СПб.: Алетейя, 2010.
17. Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004.
18. Кравченко А. В. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой категоризации. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2004.
19. Бондарко А. В. К вопросу о перцептивности // Сокровенные смыслы. Слово. Текст. Культура: сб. ст. в честь Н. Д. Арутюновой / отв. ред. Ю. Д. Апресян. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 276–282.
20. Бенвенист Э. Общая лингвистика / пер. с фр. Ю. Н. Карауловой, В. П. Мурата, И. В. Барышевой, И. Н. Мельниковой. М.: Едиториал УРСС, 2002.
21. Лаенко Л. В. Перцептивный признак как объект номинации // Вестн. ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2004, № 2. С. 71–77.
22. Лаенко Л. В. Восприятие – сознание – язык: проблема взаимосвязи // Вестник ВГУ. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2006, № 1. С. 5–15.
23. Верхотурова Т. Л. Метакатегория «наблюдатель» в научной картине мира // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: методологические проблемы и перспективы. М.: Гнозис, 2006. C. 45–65.
24. Барабанщиков В. А. Субъект и объект восприятия // Эпистемология и философия науки. Т. 7, № 1. 2006. С. 57–72.
25. Барабанщиков В. А. Детерминация перцептивного процесса (к вопросу об объяснении феноменов восприятия) // Методология и история психологии. 2008. Т. 3, вып. 1. С. 117–127.
26. Колесов И. Ю. Проблемы концептуализации и языковой репрезентации зрительного восприятия (на материале английского и русского языков). Барнаул: БГПУ, 2008.
27. Gayford M. A Bigger Message: Conversations with David Hockney. London: Thames and Hudson Ltd., 2016.
28. Mouly F. David Hockney Rediscovers Painting // The New Yorker. 17.02.2022. URL: https://www.newyorker.com/culture/the-new-yorker-interview/a-tour-of-david-hockneys-newest-painting-series (дата обращения: 20.01.2023).
29. Lucian Freud in conversation with Michael Auping // Bridgeman images. 18.08.2016. URL: https://www.bridgemanimages.com/fr/lucian-freud-michael-auping/14943 (дата обращения: 20.01.2023).
30. MacRitchie L. Interview: Glenn Brown // Art in America. 18.03.2019. URL: https://www.art-news.com/art-in-america/features/interview-glenn-brown-62784/ (дата обращения: 22.02.2023).
31. Goff M. Interview with Glenn Brown // ASX. 07.06.2014. URL: https://americansub-urbx.com/2014/06/interview-interview-with-glenn-brown-2012.html (дата обращения: 22.02.2023).
32. Cué E. Interview with Glenn Brown // Alejundra de Argos. 04.05.2016. URL: https://www.alejandradeargos.com/index.php/en/all-articles/21-guests-with-art/559-interview-with-glenn-brown (дата обращения: 22.02.2023).
33. The Eye of the Painting: An Interview with Peter Doig // Border Crossings. Июнь 2006. URL: https://bordercrossingsmag.com/article/the-eye-of-the-painting-an-interview-with-peter-doig (дата обращения: 22.02.2023).
34. Drawing Projects: Dryden Goodwin interview // The Telegraph. 18.08.2011. URL: https://www.telegraph.co.uk/culture/art/art-features/8706552/Drawing-Projects-Dryden-Goodwin-interview.html (дата обращения: 22.02.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Петухова Т.И., Чупахина А.О. Репрезентация перцептивного события в интервью с художником. Дискурс. 2023;9(4):160-175. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-4-160-175
For citation:
Petukhova T.I., Chupakhina A.O. Representation of a Perceptual Event in an Interview with an Artist. Discourse. 2023;9(4):160-175. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-4-160-175