Неоинституциональный подход как методологическая основа исследования феномена корпоративного гражданства
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-4-73-85
Аннотация
Введение. Тектонические сдвиги в экономической, социальной, политической системах становящегося информационного общества актуализируют исследования сущностных оснований института гражданства. Научная новизна статьи состоит в выделении перспектив неоинституционального подхода и теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса в качестве методологической основы изучения феномена корпоративного гражданства в условиях медиатизации.
Методология и источники. Неоинституциональный подход и теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса используются в качестве методологии исследования. В данном контексте гражданство рассматривается не в качестве статусно-правовой характеристики, а как социально-политический феномен, отражающий активные характеристики субъекта. Эмпирическую базу анализа составили открытые нефинансовые отчеты российских компаний, входящих в российскую сеть Глобального договора ООН (UN Global Compact Network) и имеющих разработанные масштабные социально ориентированные программы в рамках корпоративных стратегий устойчивого развития, а также корпус экспертных интервью со специалистами данной сферы.
Результаты и обсуждение. В информационном обществе в результате развития шестого технологического уклада с его акцентом на наукоемкие отрасли и гибкие системы управления под влиянием углубляющейся медиатизации происходит становление социально-политического феномена корпоративного гражданства, структурную основу которого составляют ценностно ориентированные коммуникативные фигурации. В результате проведения эмпирического исследования выделены ключевые особенности формирования модели российского феномена корпоративного гражданства.
Заключение. Развертывание сетевых структур в обществе актуализирует переход от бюрократической логики институциональной структуры индустриального этапа развития к коммуникативной рациональности социально-политического проектирования. Коммуникативные фигурации, сформированные корпорациями-гражданами, с позиций неоинституционального подхода являются структурным базисом для социализации представителей местных сообществ, а также влияют на приобретение корпорациями субъектности в системе политических коммуникаций.
Об авторе
Л. В. ШарахинаРоссия
Шарахина Лариса Валентиновна – кандидат философских наук (2007), доцент (2019), заведующая кафедрой связей с общественностью.
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
Список литературы
1. Малый А. Ф., Логунова С. О. Институты права и правовые институты в современном российском праве и особенности их формирования // Образование и право. 2021. № 2. С. 91–96. DOI: 10.24412/2076-1503-2021-2-91-96.
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.
3. Чеснокова В. Эмиль Дюркгейм. Общественное сознание. Социологический метод // Полит.ру. 05.11.2008. URL: https://polit.ru/article/2008/11/05/soc/ (дата обращения: 13.06.2022).
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Этюд об организации высших обществ / пер. с фр. П. Юшкевич. Одесса: тип. Г. М. Левинсона, 1900.
5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Наука, 1991.
6. Осипов Г. В. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993.
7. Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. 4-е изд. / сост. Ю. Н. Давыдов. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017.
8. Парсонс Т. О социальных системах / под ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. М.: Академический проект, 2002.
9. Ядов В. А. Социальные институты // Человек. Сообщество. Управление. 2006. № 1. С. 4–13.
10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Руткевича. М.: Медиум, 1995.
11. Михалева К. Ю., Полякова Н. Л. Концепция социального института в социологической теории // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2012. № 2. С. 117–132.
12. March J. C., Olsen J. P. Elaborating the “New Institutionalism” // The Oxford Handbook of Political Institutions / R. A. W. Rhodes, S. A. Binder, B. A. Rockman (eds.). Oxford: Oxford Univ. Press, 2006. P. 3–22.
13. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А. Н. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 1997.
14. Капелюшников Р. Неоинституционализм // Отечественные записки. 2004. № 6. URL: https://strana-oz.ru/2004/6/neoinstitucionalizm (дата обращения: 10.01.2023).
15. Ачкасов В. А. Сравнительная политология: учеб. М.: Аспект Пресс, 2011.
16. Jackman R. W., Ross A. M. Social capital and politics // Annual Review of Political Science. 1998. № 1. P. 47–73. DOI: 10.1146/annurev.polisci.1.1.47.
17. Малкина М. Ю., Логинова Т. П., Лядова Е. В. Институциональная экономика: учеб. пособие. Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т, 2015.
18. Simon H. A. Models of Man. NY: Johnn Wiley & Sons, 1957.
19. Williamson O. E. The economic institutions of capitalism: firms, markets, relational contracting. NY: The Free Press, 1985.
20. Линде А. Н. Значение коммуникативного подхода Ю. Хабермаса в развитии современной теории политической коммуникации // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 2. С. 53–57.
21. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001.
22. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / пер. с нем. Ю. С. Медведева. СПб.: Наука, 2001.
23. Шарахина Л. В. Корпорация-гражданин в политическом дискурсе в условиях пандемии // Журнал политических исследований. 2021. Т. 5, № 4. С. 46–58. DOI: 10.12737/2587-6295-2021-5-4-46-58.
24. Луман Н. Реальность масс-медиа / пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005.
25. Turner B. S. Outline of a Theory of Citizenship // Sociology. 1990. Vol. 24, no. 2. P. 189–217. DOI: https://doi.org/10.1177/0038038590024002002.
26. Дебердеева Т. Х. Национальная идея в России: гражданственность в содружестве с патриотизмом // Совет ректоров. 2010. № 1. С. 60–65.
27. Руководство по социальной ответственности. URL: https://media.rspp.ru/document/1/6/4/64150d953949a8b84b2e0c315e8e4318.pdf (дата обращения: 13.08.2022).
28. Благов Ю. Е. Эволюция концепции КСО и теория стратегического управления // Вестн. СПбГУ. Менеджмент. 2011. № 1. С. 3–26.
29. Управление проектами в области социального предпринимательства: учеб. пособие / Ю. Н. Арай, О. В. Бандалюк, Д. И. Баркан и др.; под общ. ред. Ю. Е. Благова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017.
30. Азарова Л. В., Ачкасова В. А., Шарахина Л. В. Стратегическая роль PR в формировании новой модели корпоративной социальной ответственности российского бизнеса // Российская школа связей с общественностью. 2019. № 14. С. 11–26.
31. Sharakhina L. V. Digital Technologies in Russian Corporate Citizenship Initiatives // Proceedings of the 2021 Communication Strategies in Digital Society Seminar, ComSDS 2021, St Petersburg, April 14, 2021 / St. Petersburg Electrotechnical Univ., SPb., 2021. P. 91–94. DOI: 10.1109/ComSDS52473.2021.9422869.
32. Божко И. Корпоративное гражданство как составляющая устойчивого развития бизнеса и региона // Устойчивый бизнес. URL: https://csrjournal.com/12931-korporativnoe-grazhdanstvo-kak-sostavlyayushhaya-ustojchivogo-razvitiya-biznesa-i-regiona.html (дата обращения: 20.09.2021).
33. Публичная политика. Институты, цифровизация, развитие / под ред. Л. В. Сморгунова. М.: Аспект Пресс, 2018.
Рецензия
Для цитирования:
Шарахина Л.В. Неоинституциональный подход как методологическая основа исследования феномена корпоративного гражданства. Дискурс. 2023;9(4):73-85. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-4-73-85
For citation:
Sharakhina L.V. Neoinstitutional Approach as a Methodology of Corporate Citizen-ship Phenomenon Analysis. Discourse. 2023;9(4):73-85. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-4-73-85