Пространство детского мира: проблема трансформации
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-4-5-19
Аннотация
Введение. Пространство детского мира эволюционирует вместе с представлениями человека о самом себе, окружающем мире, c развитием научно-технического прогресса. Цель данного исследования – описание трансформации пространства детского мира, изменение социокультурного положения ребенка через обретение им личного физического пространства наравне с открытием его внутреннего психического мира. Актуальность определяется усложнением пространственных координат детского мира, связанных с цифровизацией детства. Научная новизна заключается в попытке систематизировать научные знания в описании пространства детского мира и дать им оценку с точки зрения современного социокультурного состояния.
Методология и источники. Методологической базой работы является культурфилософский анализ. В качестве философского осмысления проблемы пространства были использованы труды Г. Башляра, А. Лефевра, М. Фуко и других авторов. Культурологический и этнографический анализ феномена детства, проведенный в работах Ф. Арьеса, Ж. Дюби, М. Мид, К. Леви-Стросса, способствовали осмыслению пространства детского мира и проблеме его трансформации.
Результаты и обсуждение. Пространство детского мира связано с комбинацией различных социокультурных факторов, изменяющихся на протяжении исторического времени. Это пространство открывается в глазах взрослого с проявлением интереса к детским переживаниям, внутреннему психологическому устройству ребенка. Огромное значение в трансформации пространства детства происходит в момент обретения ребенком собственного «места» в доме. Традиционное расширение пространства детского мира (дом–улица–город–страна-мир) в современности обретает еще одно измерение – виртуальности.
Заключение. Эволюция социокультурного положения ребенка в обществе зависела от специфики представлений о правилах поведения, от общественных привычек, ритуальных практик. Долгое время пространство детского мира воспринималось как принципиально иное по отношению к пространству взрослого, выносилось за его рамки. Цифровизация детства предоставила миру новые опасности, связанные с рисками нахождения ребенка в неподконтрольных взрослому виртуальных пространствах.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. ЮрьеваРоссия
Юрьева Алла Васильевна – кандидат философских наук (2006), доцент кафедры общественных наук.
Б. Морская ул., д. 18, Санкт-Петербург, 181186
Список литературы
1. Мамычева Д. И. Философско-культурологическая аналитика детства. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2013.
2. Философско-культурологические исследования детства: сб. науч. тр. / под общ. ред. Л. В. Никифоровой. Таганрог: Ступин А. Н., 2013.
3. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / пер. с фр. Я. Ю. Старцева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.
4. История частной жизни. От Римской империи до начала второго тысячелетия / под ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби; в 5 т. Т. 1 / пер. с фр. Т. Пятницыной, Г. Беляевой. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
5. История частной жизни. Европа от феодализма до Ренессанса / под ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби; в 5 т. Т. 2 / пер. с фр. Е. Решетниковой, П. Каштанова. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
6. Лефевр А. Производство пространства / пер. с фр. И. Стаф. М.: Strelka Press, 2015.
7. Postman N. The disappearance of childhood. NY: Delacorte press, 1982.
8. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. СПб.: А-cad, 1994.
9. Два века русского детства. Портреты, бытовые сцены, костюм, мебель, рисунки, учебные тетради, письма, книги, игрушки: ХVIII – начало ХХ века / авт.-сост. Е.-Ф. В. Васютинская. М: Индрик, 2006.
10. Башляр Г. Избранное: поэтика пространства / пер. с фр. Н. В. Кисловой, Г. В. Волковой, М. Ю. Михеева. М.: РОССПЭН, 2004.
11. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / пер. с англ. Г. Е. Крейдлина. М.: Прометей, 1994.
12. Детство и война: культура повседневности, механизмы адаптации и практики выживания детей в условиях Великой Отечественной войны / М. А. Рыблова, Е. Ф. Кринко, Т. П. Хлынина и др. Волгоград: Изд-во Волгогр. фил. ФГБОУ ВО РАНХиГС, 2015.
13. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974.
14. Дети и культура / Б. Сорочкин, Е. Савицкая, А. Вартанов и др. М.: КомКнига, 2007.
15. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды / пер. с исп.; под общ. ред. А. М. Руткевича. М.: Весь Мир, 1997.
16. Пую Ю. В. Цифровизация воспитания как угроза безопасному развитию детства // Философия образования и проблемные пространства детства: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. С. 30–38.
17. Коняев С. Н. Реальная виртуальность: границы наблюдателя в информационных пространствах искусственно созданных миров // Концепции виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000. С. 30–55.
18. Matthews G. The philosophy of childhood. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1996.
19. Kennedy D. Changing Conceptions of the Child from the Renaissance to Post-Modernity: a Philosophy of Childhood. NY: The Edwin Mellen Press Lewiston, 2006.
20. Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988.
Рецензия
Для цитирования:
Юрьева А.В. Пространство детского мира: проблема трансформации. Дискурс. 2023;9(4):5-19. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-4-5-19
For citation:
Yurieva A.V. The Space of the Children's World: the Problem of Transformation. Discourse. 2023;9(4):5-19. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-4-5-19