Мем-дискурс как объект лингвокогнитивного моделирования
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-165-175
Аннотация
Введение. Цель настоящего исследования заключается в получении нового знания о мем-дискурсе на основе реконструкции лингвокогнитивной модели актуальных для интернет-коммуникантов свойств и характеристик мемов.
Методология и источники. Для реконструкции модели мем-дискурса авторы используют метод лингвокогнитивного моделирования в сочетании с техникой фрагментации ответов респондентов и введения такой единицы измерения полученных данных, как мотивировочная экспликация. Модель мем-дискурса построена на основе ответов 100 студентов АлтГТУ им. И. И. Ползунова на открытый вопрос: «Почему вы используете мемы при общении?». Выбор респондентов обусловлен тем, что они обучаются на факультете информационных технологий и являются продвинутыми интернет-пользователями.
Результаты и обсуждение. Мотивировочные экспликации интернет-коммуникантов служат языковым материалом для выведения когнитивных оснований использования мемов. Самым значимым когнитивным основанием для использования мемов коммуникантами является результативность их воздействия (47,3 %). Второе по значимости когнитивное основание связано с продуктивностью общения посредством мемов: они помогают устанавливать и поддерживать коммуникацию (20,9 %). Третьим основанием становится функциональность мемов, облегчающая передачу контента (17,1 %, четвертым – формат мемов как наиболее подходящий для передачи мыслей и чувств (14,7 %). Опираясь на концепцию дискурса, предложенную Т. ван Дейком, в сочетании с реконструированной с учетом когнитивных оснований моделью свойств и характеристик мемов, авторы раскрывают специфику природы мем-дискурса.
Заключение. Основной концептуальный вывод относительно мем-дискурса заключается в том, что, будучи сложным коммуникативным явлением, он предстает как важный для его участников компонент социокультурного взаимодействия, поскольку и целью, и результатом этого взаимодействия является создание позитивного социального контекста. Его поддержание и сохранение осуществляется посредством достижения взаимопонимания между коммуникантами, которые стремятся находить общие точки соприкосновения, передавая свои мысли в «упаковке» из положительных эмоций. Таким способом коммуниканты продуцируют мем-дискурс как актуальный референциальный контекст для трансляции фрагментов своей картины мира.
Об авторах
И. В. РогозинаРоссия
Рогозина Ирина Владимировна – доктор филологических наук (2004), доцент (1993), профессор кафедры иностранных языков
пр. Ленина, д. 46, Алтайский край, г. Барнаул, 656038
Н. Ю. Бухнер
Россия
Бухнер Наталия Юрьевна – кандидат социологических наук (2009), доцент кафедры иностранных языков
пр. Ленина, д. 46, Алтайский край, г. Барнаул, 656038
Список литературы
1. Internet Memes Related to the COVID-19 Pandemic as a Potential Coping Mechanisms for Anxiety / U. Akram, K. Irvine, S. F. Allen et al. // Scientific Repots. 2021. Vol. 11: 22305. DOI: 10.1038/s41598-021-00857-8.
2. Humor Styles Influence the Perception of Depression-related Internet memes in Depression / K. J. Gardner, N. Jabs, J. Drabble, U. Akram // Humor. 2021. Vol. 34, iss. 4. P. 497–517. DOI: 10.1515/HUMOR-2021-0045.
3. Eye Tracking and Attentional Bias for Depressive Internet Memes in Depression / U. Akram, J. G. Ellis, G. Cau et al. // Experimental Brian Research. 2021. Vol. 239. P. 575–581. DOI: https://doi.org/10.1007/s00221-020-06001-8.
4. Костюхина Е. Д., Холмогорова А. Б. Виртуальная коммуникация о депрессии и суициде с использованием интернет-мемов // Возможности и риски цифровой среды: сб. материалов. T. 1. М.: Из-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 332–335.
5. Щербин В. К. Меметика как новая междисциплинарная наука и направление современной семиотики // Журнал Белорус. гос. ун-та. Социология. 2019. № 4. С. 40–47.
6. Чернякевич Е. Ю., Зыгина Д. С. Особенности восприятия интернет-мемов молодыми людьми // Modern Science. 2019. № 6 (3). С. 223–225.
7. Ершова Д. Е. Современный АРТ-контент как феномер культурной коммуникации: автореф. … дис. канд. культурол. / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2018.
8. Савицкая Т. Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры // Культура в современном мире. 2013. № 3. URL: http://infoculture.rsl.ru/_IK_Archive/KVM/articles/2013/03/2013-03_r_kvms3.pdf (дата обращения: 10.01.2023).
9. Голубева А. Р., Семилет Т. А. Мем как феномен культуры // Культура и текст. 2017. № 3 (30). C. 193–205.
10. Савкина И. Л. Пушкин – мем (образ поэта в телесериалах и кино 2016-2017 годов) // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2018. № 2. С. 94–102. DOI: 10.20339/PhS.2-18.094.
11. Моисеенко Л. В. Интернет-мем как единица социально-культурного контента // Вестн. Моск. гоc. лингв. ун-та. Языкознание и литературоведение. 2015. № 27 (738). C. 104–114.
12. Канашина С. В. Интернет-мем как новый вид полимодального дискурса в интернет-коммуникации (на материале английского языка): автореф. дис. … канд. филол. наук / МГИМО. Москва, 2016.
13. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.
14. Щурина Ю. В. Интернет-мемы: проблемы типологии // Вестн. Черепов. гос. ун-та. 2014. № 6. С. 85–89.
15. Нежура Е. А. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве Интернета // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2012. № 2. С. 47–52.
16. Аникина Т. В. Специфика вербальной составляющей креолизованных интернет-мемов // Интерактивная наука. 2017. Вып. 9 (19). C. 66–68. DOI: 10.21661/r-463985.
17. Гридина Т. А., Талашманов С. С. Языковая игра в современной интернет-коммуникации: метаязыковой аспект // Политическая лингвистика. 2019. № 3. С. 31–37. DOI: 10.26170/pl19-03-03.
18. Мичурин Д. С. Прецендентный поликодовый текст в вербально-изобразительной коммуникации интернет-сообществ: автореф. дис. … канд. филол. наук / МИЛ. М., 2014.
19. Квят А. Г. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход // Медиаскоп. 2013. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/1254 (дата обращения: 10.01.2023).
20. Тарасов М. И. Теория текста и дискурса. Дискурс рассуждения. М.: Юрайт, 2021.
21. Залевская А. А. ТЕКСТ versus ДИСКУРС: проблемы понимания и интерпретации. M.; Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.
22. Карасик В. И. Дискурс // Дискурс-Пи. 2015. № 3–4. C. 147–148.
23. Пищальникова В. А. Текст и дискурс: к вопросу о содержании лингвистических понятий // Русский язык в школе. 2008. № 8. С. 60–66.
Рецензия
Для цитирования:
Рогозина И.В., Бухнер Н.Ю. Мем-дискурс как объект лингвокогнитивного моделирования. Дискурс. 2023;9(3):165-175. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-165-175
For citation:
Rogozina I.V., Buhner N.Yu. Meme Discourse as an Object of Linguocognitive Modelling. Discourse. 2023;9(3):165-175. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-165-175