Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Мем-дискурс как объект лингвокогнитивного моделирования

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-165-175

Аннотация

Введение. Цель настоящего исследования заключается в получении нового знания о мем-дискурсе на основе реконструкции лингвокогнитивной модели актуальных для интернет-коммуникантов свойств и характеристик мемов.

Методология  и  источники.  Для  реконструкции  модели  мем-дискурса  авторы  используют  метод  лингвокогнитивного  моделирования  в  сочетании  с  техникой  фрагментации ответов респондентов и введения такой единицы измерения полученных данных, как мотивировочная экспликация. Модель мем-дискурса построена на основе ответов 100 студентов АлтГТУ им. И. И. Ползунова на открытый вопрос: «Почему вы используете мемы при общении?». Выбор респондентов обусловлен тем, что они обучаются на факультете информационных технологий и являются продвинутыми интернет-пользователями.

Результаты и обсуждение. Мотивировочные экспликации интернет-коммуникантов служат языковым материалом для выведения когнитивных оснований использования мемов. Самым значимым когнитивным основанием для использования мемов коммуникантами является результативность их воздействия (47,3 %). Второе по значимости когнитивное  основание  связано  с  продуктивностью  общения  посредством  мемов: они помогают устанавливать и поддерживать коммуникацию (20,9 %). Третьим основанием  становится  функциональность  мемов,  облегчающая  передачу  контента (17,1 %, четвертым – формат мемов как наиболее подходящий для передачи мыслей и чувств (14,7 %). Опираясь на концепцию дискурса, предложенную Т. ван Дейком, в сочетании с реконструированной с учетом когнитивных оснований моделью свойств и характеристик мемов, авторы раскрывают специфику природы мем-дискурса.

Заключение. Основной концептуальный вывод относительно мем-дискурса заключается в том, что, будучи сложным коммуникативным явлением, он предстает как важный  для  его  участников  компонент  социокультурного  взаимодействия,  поскольку  и целью, и результатом этого взаимодействия является создание позитивного социального контекста. Его поддержание и сохранение осуществляется посредством достижения взаимопонимания между коммуникантами, которые стремятся находить общие точки соприкосновения, передавая свои мысли в «упаковке» из положительных эмоций. Таким способом коммуниканты продуцируют мем-дискурс как актуальный референциальный контекст для трансляции фрагментов своей картины мира.

Об авторах

И. В. Рогозина
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова
Россия

Рогозина Ирина Владимировна – доктор филологических наук (2004), доцент (1993), профессор кафедры иностранных языков

пр. Ленина, д. 46, Алтайский край, г. Барнаул, 656038



Н. Ю. Бухнер
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова
Россия

Бухнер Наталия Юрьевна – кандидат социологических наук (2009), доцент кафедры иностранных языков

пр. Ленина, д. 46, Алтайский край, г. Барнаул, 656038



Список литературы

1. Internet Memes Related to the COVID-19 Pandemic as a Potential Coping Mechanisms for Anxiety / U. Akram, K. Irvine, S. F. Allen et al. // Scientific Repots. 2021. Vol. 11: 22305. DOI: 10.1038/s41598-021-00857-8.

2. Humor Styles Influence the Perception of Depression-related Internet memes in Depression / K. J. Gardner, N. Jabs, J. Drabble, U. Akram // Humor. 2021. Vol. 34, iss. 4. P. 497–517. DOI: 10.1515/HUMOR-2021-0045.

3. Eye Tracking and Attentional Bias for Depressive Internet Memes in Depression / U. Akram, J. G. Ellis, G. Cau et al. // Experimental Brian Research. 2021. Vol. 239. P. 575–581. DOI: https://doi.org/10.1007/s00221-020-06001-8.

4. Костюхина Е. Д., Холмогорова А. Б. Виртуальная коммуникация о депрессии и суициде с использованием интернет-мемов // Возможности и риски цифровой среды: сб. материалов. T. 1. М.: Из-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 332–335.

5. Щербин В. К. Меметика как новая междисциплинарная наука и направление современной семиотики // Журнал Белорус. гос. ун-та. Социология. 2019. № 4. С. 40–47.

6. Чернякевич Е. Ю., Зыгина Д. С. Особенности восприятия интернет-мемов молодыми людьми // Modern Science. 2019. № 6 (3). С. 223–225.

7. Ершова Д. Е. Современный АРТ-контент как феномер культурной коммуникации: автореф. … дис. канд. культурол. / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2018.

8. Савицкая Т. Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры // Культура в современном мире. 2013. № 3. URL: http://infoculture.rsl.ru/_IK_Archive/KVM/articles/2013/03/2013-03_r_kvms3.pdf (дата обращения: 10.01.2023).

9. Голубева А. Р., Семилет Т. А. Мем как феномен культуры // Культура и текст. 2017. № 3 (30). C. 193–205.

10. Савкина И. Л. Пушкин – мем (образ поэта в телесериалах и кино 2016-2017 годов) // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2018. № 2. С. 94–102. DOI: 10.20339/PhS.2-18.094.

11. Моисеенко Л. В. Интернет-мем как единица социально-культурного контента // Вестн. Моск. гоc. лингв. ун-та. Языкознание и литературоведение. 2015. № 27 (738). C. 104–114.

12. Канашина С. В. Интернет-мем как новый вид полимодального дискурса в интернет-коммуникации (на материале английского языка): автореф. дис. … канд. филол. наук / МГИМО. Москва, 2016.

13. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / пер. с англ. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.

14. Щурина Ю. В. Интернет-мемы: проблемы типологии // Вестн. Черепов. гос. ун-та. 2014. № 6. С. 85–89.

15. Нежура Е. А. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве Интернета // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2012. № 2. С. 47–52.

16. Аникина Т. В. Специфика вербальной составляющей креолизованных интернет-мемов // Интерактивная наука. 2017. Вып. 9 (19). C. 66–68. DOI: 10.21661/r-463985.

17. Гридина Т. А., Талашманов С. С. Языковая игра в современной интернет-коммуникации: метаязыковой аспект // Политическая лингвистика. 2019. № 3. С. 31–37. DOI: 10.26170/pl19-03-03.

18. Мичурин Д. С. Прецендентный поликодовый текст в вербально-изобразительной коммуникации интернет-сообществ: автореф. дис. … канд. филол. наук / МИЛ. М., 2014.

19. Квят А. Г. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход // Медиаскоп. 2013. № 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/1254 (дата обращения: 10.01.2023).

20. Тарасов М. И. Теория текста и дискурса. Дискурс рассуждения. М.: Юрайт, 2021.

21. Залевская А. А. ТЕКСТ versus ДИСКУРС: проблемы понимания и интерпретации. M.; Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.

22. Карасик В. И. Дискурс // Дискурс-Пи. 2015. № 3–4. C. 147–148.

23. Пищальникова В. А. Текст и дискурс: к вопросу о содержании лингвистических понятий // Русский язык в школе. 2008. № 8. С. 60–66.


Рецензия

Для цитирования:


Рогозина И.В., Бухнер Н.Ю. Мем-дискурс как объект лингвокогнитивного моделирования. Дискурс. 2023;9(3):165-175. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-165-175

For citation:


Rogozina I.V., Buhner N.Yu. Meme Discourse as an Object of Linguocognitive Modelling. Discourse. 2023;9(3):165-175. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-165-175

Просмотров: 498


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)