Лингвоконцептологические исследования художественного текста: эволюция теоретических и методологических подходов
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-150-164
Аннотация
Введение. В статье представлены результаты аналитического обзора научных трудов, отражающих этапы формирования и развития когнитивной поэтики как междисциплинарного научного направления отечественной филологии.
Целью статьи является систематизация и критический анализ подходов, концепций и методологических принципов изучения художественных концептов, составляющих когнитивную основу литературного текста, идиостиля автора и шире – поэтического социолекта и жанра.
Методология и источники. Статья опирается на теоретические концепции и подходы зарубежных и отечественных авторов (Р. Цура, П. Стоквелла, И. А. Тарасовой, Н. С. Болотновой, Л. О. Бутаковой и др.), послужившие основой для формирования когнитивной поэтики. Проводится сопоставительный анализ работ, направленных на рассмотрение структуры художественных концептов, способов их текстовой репрезентации и критериев типологизации. Методологической основой для аналитического обзора стали также научные труды, посвященные изучению художественных текстов методами корпусной лингвистики, в том числе работы Б. Фишер-Старке, Д. Зипманна, А. Стефановича, М. Мальберг и др.
Результаты и обсуждение. В статье охарактеризована эволюция теоретико-методологических подходов к исследованию индивидуально-авторских концептов и концептосфер, проанализирована современная проблематика лингвоконцептологических исследований художественных текстов. Подчеркивается важность дальнейшего рассмотрения проблемы выделения концептуальных констант идиостиля автора с описанием когнитивных механизмов, лежащих в основе смысловой вариативности индивидуально-авторского концепта. Обсуждается необходимость использования корпусной методологии в изучении художественного дискурса в его синхронном и диахроническом описании.
Заключение. Показано, что, несмотря на то, что моделирующие свойства авторского сознания длительно и интенсивно изучаются в отечественной когнитивной поэтике, дальнейшего осмысления требуют критерии выбора методики моделирования художественного концепта с учетом его типа; вопросы унификации терминологии в существующих подходах; алгоритмы описания структуры художественного концепта на основании его текстовых репрезентаций; методики выделения концептуальных констант идиостиля автора и описания когнитивных механизмов, лежащих в основе смысловой вариативности индивидуально-авторских концептов. Делается вывод о перспективности применения корпусных методов исследования в когнитивной поэтике. Определен спектр задач лингвоконцептологических исследований художественного текста, которые могут быть решены статистическими методами корпусной лингвистики.
Об авторах
И. В. КононоваРоссия
Кононова Инна Владимировна – доктор филологических наук (2010), доцент (2002), профессор кафедры английской филологии и перевода
наб. канала Грибоедова, д. 30-32, Санкт-Петербург, 191023
Т. А. Пруцких
Россия
Пруцких Татьяна Анатольевна – кандидат филологических наук (2009), доцент кафедры восточных языков
наб. канала Грибоедова, д. 30-32, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Бутакова Л. О. Когнитивная поэтика: вариант интерпретации текста // Предложение и слово: межвуз. сб. науч. трудов / СГУ. Саратов, 2002. С. 74–80.
2. Лозинская Е. В. Литература как мышление: когнитивное литературоведение на рубеже XX–XXI веков. М.: РАН ИНИОН, 2007.
3. Тарасова И. А. Когнитивная поэтика: предмет, терминология, методы. М.: ИНФРА-М, 2018.
4. Tsur R. Toward a theory of cognitive poetics. Amsterdam: Elsevier, 1992.
5. Stockwell P. Cognitive poetics: An introduction. London: Routledge, 2002.
6. Richardson A. Studies in literature and cognition: A field map (introduction) // The work of fiction: cognition, culture and complexity / ed. by A. Richardson, E. Spolsky. NY: Ashgate, 2004. P. 1–29.
7. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1980.
8. Turner M., Fauconnier G. Conceptual integration and formal expression // Metaphor and symbolic activity. 1995. Vol. 10, N 3. P. 183–203. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327868ms1003_3.
9. Lakoff G., Turner M. More Than Cool Reason: A Field Guide to Poetic Metaphor. Chicago: Univ. of Chicago press, 1989.
10. Turner M. Death is the mother of beauty: mind, metaphors, criticism. Chicago: Univ. of Chicago press, 1987.
11. Рябых Е. Б. Метафоризация концептов природных явлений в поэтическом дискурсе (на материале русского и немецкого языков): автореф. дис. … канд. филол. наук / ТГУ им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2006.
12. Ryan M.-L. Possible worlds: Artificial intelligence and narrative theory. Bloomington: Indiana Univ. Press, 1991.
13. Fludernik M. Towards a ‘Natural’ Narratology. London: Routledge, 1996.
14. Herman D. Basic elements of narrative / пер. Е. В. Лозинской // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение. 2011. № 2. C. 18–24.
15. Тарасова И. А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (на материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского): дис. … д-ра филол. наук / CГУ. Саратов, 2004.
16. Болотнова Н. С. Поэтическая картина мира и ее изучение в коммуникативной стилистике текста // Сибирский филологический журнал. 2003. № 3–4. С.198–207.
17. Болотнова Н. С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в тексте // Вестн. ТПГУ, 2007. Вып. 2 (65). С. 74–79.
18. Бутакова Л. О. Авторское сознание как базовая категория текста: когнитивный аспект: дис. … д-ра филол. наук / ОмГУ. Омск, 2001.
19. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2010.
20. Тарасова И. А. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4 (2). С. 742–745.
21. Тарасова И. А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте. М.: Флинта, 2012.
22. Миллер Л. В. Лингвокогнитивные механизмы формирования художественной картины мира: дис. … д-ра филол. наук / СПбГУ. СПб., 2004.
23. Малахова С. А. Образная составляющая концепта «гордость»/«pride» в русском и английском поэтическом дискурсе // Вестн. ИГЛУ. 2009. № 3 (7). C. 163–169.
24. Фокина Ю. М. Особенности репрезентации индивидуально-авторской концептосферы в англоязычной и русскоязычной прозе (на материале рассказов А. П. Чехова и Д. Джойса): автореф. дис. ... канд. филол. наук / CГУ. Саратов, 2010.
25. Огнева Е. А. Концепты-доминанты как информативные конструкты текстовых миров. М.: Эдитус, 2019.
26. Минский М. Фреймы для представления знаний / пер. с англ. О. Н. Гринбаума; под ред. Ф. М. Кулакова. М.: Энергия, 1979.
27. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 18–36.
28. Карасик В. И. Культурные концепты: проблема ценностей // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград: Перемена, 1996. С. 3–16.
29. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. 3-е. изд., испр. и доп. М.: Академ. проект, 2004.
30. Попова З. Д., Стернин И. А. Интерпретационное поле национального концепта и методы его изучения // Культура общения и ее формирование. Вып. 8. Воронеж: Полиграф, 2001. С. 27–30.
31. Кононова И. В. О типах трансформации структуры лингвокультурных концептов в рамках индивидуально-авторской концептосферы текста // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 7, № 1. С. 138–149.
32. Лобкова Е. В. Образ-концепт «Любовь» в русской языковой картине мира: дис. ... канд. филол. наук / ОмГУ. Омск, 2005.
33. Коробко Л. В. Фрейм «Музыка» в английском художественном тексте на материале произведений Э. Бёрджесса: дис. ... канд. филол. наук / ВГУ. Воронеж, 2020.
34. Кононова И. В. Художественный концепт как феномен индивидуального сознания // Ху-дожественный текст: формулы смысла / Е. А. Гончарова, Е. Ю. Ильинова, В. И. Карасик и др. М.: Флинта, 2022. С. 143–178.
35. Карасик В. И. Семиотические типы концептов // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 4. С. 5–11.
36. Клебанова Н. Г. Формирование и способы репрезентации индивидуально-авторских концептов в англоязычных прозаических текстах: дис. ... канд. филол. наук / ТГУ им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2005.
37. Fischer-Starcke B. Corpus Linguistics in Literary Analysis: Jane Austen and her Contemporaries. London: Continuum, 2010.
38. Mahlberg M. Corpus Stylistics and Dickens’s Fiction. London, NY: Routledge, 2013.
39. Siepmann D. A corpus-based investigation into key words and key patterns in post-war fiction // Functions of Language. 2015. Vol. 22, iss. 3. P. 362–399. DOI: 10.1075/fol.22.3.03sie.
40. Phraseology and Style in Subgenres of the Novel. A Synthesis of Corpus and Literary Perspectives / I. Novakova, D. Siepmann (eds.). Cham: Palgrave McMillan, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-23744-8.
41. Stefanowitsch A., Gries S. Th. Collostructions: Investigating the interaction of words and constructions // International J. of Corpus Linguistics. 2003. Vol. 8, iss. 2. P. 209–243. DOI: https://doi.org/10.1075/ijcl.8.2.03ste.
42. Ильинова Е. Ю., Кочетова Л. А. Эстетика фокусности английского художественного нарратива: корпусно-ориентированный и прагмастилистический анализ // Художественный текст: формулы смысла / Е. А. Гончарова, Е. Ю. Ильинова, В. И. Карасик и др. М.: Флинта, 2022. С. 62–111.
Рецензия
Для цитирования:
Кононова И.В., Пруцких Т.А. Лингвоконцептологические исследования художественного текста: эволюция теоретических и методологических подходов. Дискурс. 2023;9(3):150-164. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-150-164
For citation:
Kononova I.V., Pruczkikh T.A. Linguo-Conceptual Studies of Literary Text: Evolution of Theoretical and Methodological Approaches. Discourse. 2023;9(3):150-164. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-3-150-164