Научный дискурс: эволюция теоретико-методологических подходов и концепций
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-2-137-155
Аннотация
Введение. В статье представлены результаты аналитического обзора научных трудов, отражающих этапы формирования и развития теории научного дискурса в отечественной лингвистике. Целью статьи является систематизация и критический анализ подходов, концепций и методологических принципов изучения научного общения в аспекте его коммуникативно-прагматической, жанрово-стилистической, лингвокогнитивной и лингвокультурной специфики.
Методология и источники. Работа опирается на теоретические концепции в области дискурсивного анализа, рассматривающие дискурс как вид социальной практики, как методологию корпусной лингвистики, использующей программные средства и квантитативные методы для извлечения языковых структур из больших массивов текстов. Дается обзор существующей эмпирической базы исследования.
Результаты и обсуждение. В результате обзорного исследования охарактеризована эволюция подходов к научному дискурсу, определены их хронологические рамки, выявлены ключевые концепции, повлиявшие на современное понимание научного общения (жанрово-стилистический, социокультурный, когнитивный, лингвокультурный, прагмалингвистический, коммуникативно-прагматический подходы), проанализированы современные трактовки научного дискурса и обозначены перспективы дальнейшего исследования. Показано, что в изучении научного дискурса в последнее время востребованной становится корпусная методология, которая применяется в его синхронном и диахроническом описании. Диахроническое развитие англоязычного научного дискурса на примере жанра научной статьи представляет собой чрезвычайно интересную проблему, которая, по нашим данным, ранее не подвергалась тщательному изучению, и рассмотрению которой будут посвящены дальнейшие работы.
Заключение. Показано, что несмотря на длительное и интенсивное изучение научного дискурса в научной литературе наблюдается недостаточное число работ, освещающих тенденции развития жанров научной коммуникации, которые демонстрируют определенную историческую динамику и изменения в коллективном сознании. Делается вывод о том, что дискурсивно-корпусный подход к исследованию научного дискурса и методы корпусной лингвистики дают возможность объективно выявить и описать динамические процессы в области письменной научной коммуникации, обусловленные меняющимися способами трансфера знаний под влиянием изменений социокультурного контекста и интенсивного развития науки.
Об авторе
М. Ю. МироноваРоссия
Миронова Марина Юрьевна – кандидат филологических наук (2019), доцент кафедры английского языка № 2
наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Стеблецова А. О. Академический дискурс в западных исследованиях на рубеже XX–XXI вв.: эволюция направлений и концепций // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2. Языкознание. 2020. Т. 19, № 5. С. 5–13. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.5.1.
2. Карасик В. И. О категориях дискурса // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1998. С. 185–197.
3. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
4. Михайлова Е. В. Интертекстуальность в научном дискурсе (на материале статей): дис. … канд. филол. наук / Волгоград. гос. пед. ун-т. Волгоград, 1999.
5. Дудникова Л. В. Субдискурсивная вариативность средств реализации когезии в научном дискурсе: на материале английского и французского языков: автореф. дис. … канд. филол. наук / Южный федеральный ун-т. Ростов-на-Дону, 2018.
6. Хутыз И. П. Особенности конструирования академического дискурса: ориентация на читателя/автора // Вестн. Майкоп. гос. технол. ун-та. 2015. № 1. С. 77–82.
7. Хутыз И. П. Лингвокультурные традиции в пространстве академического дискурса: особенности конструирования // Вестн. МГПУ. Сер. Филология. Теория языка. Языковое образование. 2016. № 3 (23). С. 86–93.
8. Хутыз И. П. Академический дискурс: культурно-специфическая система конструирования и трансляции знаний. М.: Флинта, 2018.
9. Рябцева Н. К. Иностранный язык для академических целей: интегральное представление лингвистической информации // Магия ИННО: новые измерения в лингвистике и лингводидактике: сб. науч. тр. В 2 т. Т. 2. М.: МГИМО-Университет, 2017. С. 243–250.
10. Рябцева Н. К. Особенности названий научных статей на русском и английском языке: контрастивный аспект // Научный диалог. 2018. № 6. С. 32–42. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-6-32-42.
11. Рябцева Н. К. Термины как когнитивные доминанты в научной коммуникации и их межъязыковые соответствия // Когнитивные исследования языка. 2021. № 1 (44). С. 356–364.
12. Рябцева Н. К. Ментальные перформативы в научном дискурсе // Вопросы языкознания. 1992. № 4. С. 12–28.
13. Стеблецова А. О., Науменко Ю. Н. Заголовки английских и русских научных статей: дискурсивно-когнитивные особенности // Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2019. Вып. 4 (820). С. 161–179.
14. Кузьменко П. Б. Структурно-содержательная организация гуманитарного научного текста на английском языке (на материале публикаций по лингвистике): дис. ... канд. филол. наук / Воронеж. гос. ун-т. Воронеж, 2020.
15. Kochetova L. A., Ilyinova E. Yu. English academic discourse in translinguistic context: corpusbased study of lexical markers // Science J. of Volgograd State Univ. Linguistics. 2020. Vol. 19, no. 5. P. 25–37. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.5.3.
16. Когут С. В. Дискурсивные маркeры в научном тексте: этнокультурный и дискурсивный аспекты (на русском и немецком языковом материале): дис. … канд. филол. наук / Том. политех. ун-т. Томск, 2016.
17. Науменко Ю. Н. Маркеры научных категорий исследования: сопоставительный анализ способов вербализации: дис. … канд. филол. наук / Твер. гос. ун-т. Тверь, 2021.
18. Kochetova L. A., Kononova I. V. Сorpus-Based Contrastive Study of Discursive Strategy of Construing Interpersonal Relations in English Language Academic Discourse // J. of Siberian Federal Univ. Humanitites and Social Sciences. 2022. № 15 (10). P. 1516–1523. DOI: 10.17516/1997-1370-0353.
19. Хомутова Т. Н. Стратегии научного дискурса: интегральный подход // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Лингвистика. 2015. Т. 12, № 3. С. 15–22.
20. Хомутова Т. Н. Вербализация культурных ценностей в англоязычном научном дискурсе // Лингвокультурные ценности в языковом сознании и коммуникативной практике: материалы междунар. науч. конф., Тяньцзинь, 16 ноября 2018 г. Тяньцзинь: Тяньцзиньский ун-т иностранных языков, 2019. С. 271–279.
21. Хомутова Т. Н., Силкина О. М. Макроструктура научной аннотации // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Лингвистика. 2018. Т. 15, № 4. С. 21–30. DOI: 10.14529/ling180404.
22. Нохрин А. В. Вербализация моральных ценностей в научном экологическом дискурсе: дис. … канд. филол. наук / Южно-Урал. гос. ун-т. Челябинск, 2019.
23. Дроздова Т. В. Научный текст и проблемы его понимания: на материале англоязычных экономических текстов: автореф. дис. … д-ра филол. наук / Ин-т языкознания РАН. Москва, 2003.
24. Чернявская В. Е. Научный дискурс: выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема. М.: ЛЕНАНД, 2017.
25. Чернявская В. Е. Интерпретация научного текста: учеб. пособие. 4-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
26. Малюга Е. Н. Новые тенденции англоязычного научного дискурса: вопросы актуальности исследования и языковой идентичности // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2019. № 58. С. 52–70. DOI: 10.17223/19986645/58/4.
27. Кочетова Л. А. Английский рекламный дискурс в динамическом аспекте. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013.
28. Сухомлинова М. А. Современный англоязычный академический дискурс: генезис и жанровая специфика. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного фед. ун-та, 2018.
Рецензия
Для цитирования:
Миронова М.Ю. Научный дискурс: эволюция теоретико-методологических подходов и концепций. Дискурс. 2023;9(2):137-155. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-2-137-155
For citation:
Mironova M.Yu. Scientific Discourse: Evolution of Theoretical and Methodological Approaches and Concepts. Discourse. 2023;9(2):137-155. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-2-137-155