Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Этика и лингводидактика виртуального образовательного пространства: новые смыслы

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-6-129-141

Аннотация

Введение. Целью данного исследования является анализ этических и лингводидактических аспектов виртуального образовательного пространства высшей школы. Пандемия COVID-19 послужила катализатором процессов перехода образования в онлайн-формат. Безусловно, большинство учебных заведений и преподавателей были вынуждены в короткие сроки адаптировать методы и формы онлайн-организации учебного процесса. Проблематика онлайн-образования давно рассматривалась с научной и практической сторон, однако столь быстрый и вынужденный переход в онлайн обнажил некоторое количество проблем и особенностей этого вида коммуникации. Одной из наиболее значимых является проблема этики онлайн-коммуникации в образовании. 

Методология и источники. Теоретическая база исследования представлена работами российских и зарубежных авторов в области педагогики высшей школы (И. В. Роберт, И. П. Кужелева-Саган), теории поколений (Н. Хоув и В. Штраусс, Д. и И. Стиллман, Е. Шамис) и межкультурных коммуникаций (Г. Хофтеде). Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в ходе интервью с педагогами (23) и студентами (27) высшей школы (полуструктурированные, выборка случайная), анализ контента учебных чатов и визуальный анализ студенческих аватаров (625), используемых в Zoom. 

Результаты и обсуждения. В статье намечены направления исследования проблем этики в процессе онлайн-образования. На основе эмпирических данных авторы фиксируют перенос неформального стиля общения в формат образовательной коммуникации с преподавателем, которая носит спонтанно-эмоциональный характер. Авторы делают предположение, что регламентация процессов коммуникации имела опциональный и зачастую необязательный формат. Особое внимание в публикации уделяется пониманию и восприятию этических норм коммуникации представителями различных поколений.

Заключение. Синхронный формат образовательной коммуникации в онлайн-формате имеет иные синтаксические, семантические и стилистические особенности, отличающиеся от общепринятого ранее академического языка. Данный вопрос в перспективе требует комплексного рассмотрения не только с коммуникационной и этической сторон, но и с точки зрения юридической и информационной безопасности. Необходимо формировать нормы этики онлайн-преподавания. 

Об авторах

Г. А. Рожков
Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет
Россия

Рожков Григорий Александрович – кандидат педагогических наук (1989), директор НОЦ иностранных языков и межкультурной коммуникации 

ул. Профессора Попова, д. 14, СанктПетербург, 197022



Ю. В. Таратухина
Институт проблем управления РАН
Россия

Таратухина Юлия Валерьевна кандидат филологических наук (2002), доцент (2013), старший научный сотрудник 

ул. Профсоюзная, д. 65, Москва, 117997



Л. А. Цыганова
НИУ «Высшая школа экономики»
Россия

Цыганова Любовь Александровнакандидат исторических наук (2010), доцент школы коммуникаций факультета креативных индустрий 

ул. Мясницкая, д. 20, Москва, 101000



Список литературы

1. Назарова Ю. В., Анищенко О. С. Новая цифровая этика в виртуальном пространстве: дилеммы контроля и этической экспертизы // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2019. Т. 1, № 4 (32). С. 23–31. DOI: 10.22405/2304-4772-2019-1-4-23-31.

2. Шваб К. Четвертая промышленная революция / пер. с англ.; ред. А. Меркурьева. М.: Эксмо, 2016.

3. Ткачева К. А., Шепелева О. С. Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий // Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации. 2020. URL: https://ethics.cdto.center/1_1 (дата обращения: 25.12.2020).

4. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. NY: William Morrow & Company, 1991.

5. Тулган Б. Не всем достанется приз. Как управлять поколением Y / пер. с англ. Э. Кондуковой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.

6. Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / пер. с англ. Ю. Кондукова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

7. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Стратегия Беби-Бумеров. М.: Синергия, 2017.

8. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. М.: Синергия, 2020.

9. Носова С. С., Кужелева-Саган И. П. Молодежь в сетевом информационно-коммуникативном обществе: зарубежные подходы к изучению проблемы // Сибирский психологический журнал. 2013. № 49. С. 85-96.

10. Роберт И. В. Направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий // Электронные библиотеки. 2020. T. 23, № 1-2. С. 145–164. DOI: https://doi.org/10.26907/1562-5419-2020-23-1-2-145-164.

11. Радаев В. В. Как учить новые поколения студентов? // Youtube.com. URL: https://youtu.be/C3WGvCjIZyc (дата обращения: 20.01.2021).

12. Емелин В. А. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе // Национальный психологический журнал. 2016. № 3. С. 86–97. DOI: 10.11621/npj.2016.0313.

13. Hofstede Insights. URL: https://www.hofstede-insights.com/ (дата обращения: 15.01.2021).

14. Арбузова А. Разница поколений: какие они – Generation Z и идущие следом «альфы»? // РБК. Тренды. 2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/5dfcabbf9a7947a532b7f9a5 (дата обращения: 20.02.2021).

15. Understanding Generation Alpha // Mccrindle. URL: https://mccrindle.com.au/insights/blog/gen-alpha-defined/ (дата обращения: 20.02.2021).

16. WAY2WEI – цифровая платформа для оценки и развития эмоционального интеллекта. URL: https://way2wei.ru (дата обращения: 15.02.2021).

17. Васильева К. А. Эмоциональный интеллект в условиях цифровой экономики // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста: сб. науч. тр. Т. 2, вып. 8. М.: ООО «СВИВТ», 2018. С. 36–41.

18. Роберт И. В. Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обучения, возможные негативные последствия // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 4 (30). C. 65–71. DOI: 10.17238/issn19985320.2017.30.65.

19. Инструменты дистанционного обучения // ЮНЕСКО. URL: https://ru.unesco.org/node/320923?fbclid=IwAR17We_fB0bcvqjWDribQFjpIrTxQa8puikfQTN2dimKMeGObrUBh5goV7g (дата обращения: 12.02.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Рожков Г.А., Таратухина Ю.В., Цыганова Л.А. Этика и лингводидактика виртуального образовательного пространства: новые смыслы. Дискурс. 2022;8(6):129-141. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-6-129-141

For citation:


Rozhkov G.A., Taratuhina Yu.V., Tsyganova L.А. The Ethics of the Virtual Educational Environment, New Meanings. Discourse. 2022;8(6):129-141. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-6-129-141

Просмотров: 348


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)