Медленная наука и медленное образование в условиях цифровизации университетов: антропопрактический подход
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-5-5-17
Аннотация
Введение. Медленное движение в университетах является реакцией на экономоцентричность и коммодификацию высшего образования и науки, стандартизацию и квантифицируемость качества исследовательской и образовательной деятельности, расширение применения цифровых технологий в процессах генерации и усвоения знаний, навязывание академическому и студенческому сообществам культа скорости. В условиях цифровизации высшего образования практики быстрого знания становятся трендом. Вместе с тем медленное движение в российских университетах остается маргинальным, слабо институционализированным. В статье проанализированы философские концепции, лежащие в основе этого процесса, и обосновано значение антропопрактического подхода к исследованию медленной науки и медленного образования.
Методология и источники. Технократический подход к цифровизации высшего образования способствует распространению практик скоростной науки и учебы, основанных на сведении знания к информации, роста знания – к экстенсии и кумуляции, познавательной мотивации – к конкуренции, жадности и амбициям. Обращение к антропопрактическому подходу позволяет преодолеть подобный редукционизм. Медленная наука и медленная учеба как антропологические практики базируются на стремлении субъектов познания к диалогу, рефлексии, импровизации и креативному самоосуществлению, самоорганизации и автопроектированию, интеллектуальному наслаждению, устойчивому, экологичному сосуществованию. Цифровые технологии выступают лишь инструментами-драйверами подобной практики.
Результаты и обсуждение. Медленные практики в образовании и науке рассматриваются в статье, во-первых, как антитеза практикам постгуманизма и футуродизайна, преодоления с помощью нано-, био-, информационных, когнитивных и социальных технологий несовершенной человеческой природы и движения к постчеловеку. Во-вторых, медленная наука и медленное образование как антропопрактики противопоставляются практикам менеджериальным, формирующим враждебные человеку образовательные среды, характерными особенностями которых становятся конкуренция и иерархия в системе «эффективные – неэффективные», «победители – проигравшие», «успевающие – догоняющие – отстающие».
Заключение. Оптимальный сценарий трансфера медленных практик в сферу науки и высшего образования в России видится авторами в достижении баланса между прагматизмом, политикой срочности, результативности и рефлексивной позицией, обеспечивающей антропологическую ориентацию и устойчивое развитие современных университетов.
Об авторах
Ю. А. ГорбуноваРоссия
Горбунова Юлия Александровна – кандидат философских наук (2013), доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин
2-й Кожуховский проезд, д. 12, стр. 1, Москва, 115432
И. О. Боронихина
Россия
Боронихина Ирина Олеговна – старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации
Волоколамское шоссе, д. 11, Москва, 125080
Список литературы
1. Slow Thought: a manifesto // Aeon. URL: https://aeon.co/essays/take-your-time-the-sevenpillars-of-a-slow-thought-manifesto (дата обращения: 11.05.2022).
2. Маниковская М. А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2 (87). С. 100–106. DOI: https://doi.org/10.22394/1818-4049-2019-87-2-100-106.
3. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества / пер. с англ. Т. Азаркович, Б. Скуратова. М.: Логос, 2001.
4. Postman N. Technopoly. The surrender of culture to technology. NY: Vintage Books, 1993.
5. Ритцер Дж. Макдональдизация общества / пер. с англ. А. В. Лазарева. М.: Праксис, 2011.
6. Roszak T. Raging Against the Machine // Los Angeles Times. 28.01.2004. URL: https://www.latimes.com/archives/la-xpm-2004-jan-28-oe-roszak28-story.html (дата обращения: 12.05.2022).
7. Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек. Антология / сост. П. С. Гуревич. М.: Высш. шк., 1995. С. 265–284.
8. Orr D. W. The nature of design: ecology, culture, and human intention. NY: Oxford Univ. Press, 2002.
9. Berg M., Seeber B. The Slow Professor: Challenging the Culture of Speed in the Academy // Transformative Dialogues: Teaching & Learning J. 2013. Vol. 6, iss. 3. URL: https://www.kpu.ca/sites/default/files/Teaching%20and%20Learning/TD.6.3.5_Berg%26Seeber_Slow_Professor.pdf (дата обращения: 25.04.2022).
10. Черногорцева Г. В., Нехамкин В. А. Последствия технического прогресса: социальнофилософский анализ // Гуманитарный вестник. 2019. Вып. 4 (78). DOI: 10.18698/2306-8477-20194-616. URL: http://hmbul.ru/catalog/hum/phil/616.html (дата обращения: 05.05.2022).
11. The Slow Science Manifesto. URL: http://slow-science.org/slow-science-manifesto.pdf (дата обращения: 25.04.2022).
12. The slow science manifesto. URL: https://slowscience.be/the-slow-science-manifesto-2/ (дата обращения: 25.04.2022).
13. Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию / пер. с нем. А. Давидович. Новосибирск: НГУ, 1996.
14. Фуко М. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью / пер. с франц. Б. М. Скуратова; под общ. ред. В. П. Большакова. Ч. 3. М.: Праксис, 2006.
15. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
16. Попов А. А., Проскуровская И. Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 186–198.
17. Андрюхина Л. М. Креативные платформы развития антропных образовательных практик // Креативные основы гуманитарного образования: сб. науч. ст. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2013. С. 181–217.
18. Попова С. М. От менеджериализма к «медленной науке»: что полезного может дать опыт Нидерландов? // Политика и общество. 2019. № 6. С. 41–54. DOI: 10.7256/24540684.2019.6.31714.
19. Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Академическая профессия и идеология «медленной науки» // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 62–70.
20. Герасимова И. А. Проблема «скоростной науки» // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2018. Т. 1, № 3. С. 96–113. DOI: 10.5840/dspl20181332.
21. Holt M. It's Time to Start the Slow School Movement // Phi Delta Kappan. 2002. Vol. 84, iss. 4. P. 264–271. DOI: https://doi.org/10.1177/003172170208400404.
22. Van der Sluis H. Slow higher education // New Vistas. 2020. Vol. 6, iss. 1. P. 4–9. DOI: https://doi.org/10.36828/newvistas.105.
23. Курцвейл Р. Эволюция разума. Как расширение возможностей нашего разума позволит решить многие мировые проблемы / пер. с англ. Т. П. Мосоловой. М.: Эксмо-Пресс, 2016.
24. Bostrom N. A History of Transhumanist Thought // J. of Evolution and Technology. 2005. Vol. 14. URL: https://www.jetpress.org/volume14/bostrom.pdf (дата обращения: 11.05.2022).
25. Мурзина И. Я. Гуманитарное сопротивление в условиях цифровизации образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 90–115. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-10-90-115.
26. Хоружий С. С. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. 2008. № 2. С. 10–31.
27. Frith U. Fast Lane to Slow Science // Scientific Life. 2020. Vol. 24, iss. 1. P. 1-2. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2019.10.007.
Рецензия
Для цитирования:
Горбунова Ю.А., Боронихина И.О. Медленная наука и медленное образование в условиях цифровизации университетов: антропопрактический подход. Дискурс. 2022;8(5):5-17. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-5-5-17
For citation:
Gorbunova Yu.A., Boronikhina I.O. Slow Science and Slow Education in a Digitalized University: an Anthropopractic Approach. Discourse. 2022;8(5):5-17. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-5-5-17