Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Проблема устойчивости социальной системы в древнеиндийской философии

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-5-45-54

Аннотация

Введение. Цель статьи состоит в том, чтобы показать действие закона соответствия как фактора устойчивости социальной системы и актуальность этой проблемы для древнеиндийской философии. Проблема устойчивости социума ни в древнеиндийской философии, ни в современной литературе подробно не рассматривалась, тем более через призму действия закона соответствия.

Методология и источники. В работе применяется контент-анализ, системный подход, диалектика и синергетика. Кроме того, основной анализ проблемы устойчивости, которая может быть отражена в древнеиндийской философии, осуществляется на основе предложенного В. В. Тузовым закона соответствия между реальными отношениями, связывающими людей в данный момент, и сущностью «социального». Сущность «социального» можно условно выразить через понятия «равенство», «гуманизм», «взаимопомощь», «справедливость». Реальные отношения могут отклоняться от сущности, но на определенную величину, меру. Выход за пределы меры лишает систему устойчивости, и она становится неуправляемой. Основным источником анализа являются академическое издание текста Артхашастра (древнеиндийского политического и экономического трактата), а также «История политических и правовых учений», «Развитие идей об управлении в философской мысли».

Результаты и обсуждение. В статье проводится анализ древнеиндийских философских текстов для обнаружения в них в скрытой или явной форме озабоченности философов проблемой сохранения стабильности, устойчивости государства и общества. Акцентируется внимание на том, что в рекомендациях для правителей о том, как следует управлять народом, просматривается необходимость соблюдать закон соответствия.

Анализ основного источника древнеиндийской философии, в котором рассматриваются проблемы управления, показывает, что рекомендации царю, излагаемые автором Артхашастры Каутильей, подразумевают в результате необходимость поддерживать баланс интересов между правящим классом и народом, т. е. соблюдать ту меру, за которой общество теряет устойчивость из-за обнищания народа. Другими словами, в рекомендациях по управлению в скрытой форме проявляется закон соответствия, о котором шла речь выше.

Заключение. Проблема устойчивости социальной системы в классовом обществе была и остается крайне актуальной. Философский закон соответствия реальных отношений и сущности социальных отношений, который обеспечивает устойчивость социума при соблюдении меры, требует обоснования. Поскольку принцип формирования отношений и характер взаимодействия на протяжении веков остается неизменным, то размышления древних философов об управлении, о строении общества,
взаимоотношениях в нем различных групп, взаимодействии интересов, с одной стороны, подтверждают действие данного закона, с другой стороны – могут быть полезны для современного менеджмента

Об авторах

В. В. Тузов
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Тузов Виктор Васильевич – доктор философских наук (2004), профессор кафедры философии

ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376



Р. Р. Мазина
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Россия

Мазина Рита Рашитовна – кандидат философских наук (2001), доцент кафедры теории государства и права

Петербургское ш., д. 2, Пушкин, Санкт-Петербург, 196605



Список литературы

1. Тузов В. В. От хаоса к порядку: проблемы самоорганизации социальной системы. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002.

2. Рубаник С. А. История политических и правовых учений. Академический курс: учебник для вузов. М.: Изд-во «Юрайт», 2014. URL: https://studme.org/82723/politekonomiya/istoriya_politicheskih_i_pravovyh_ucheniy (дата обращения: 20.04.2021).

3. Катунина Ю. К. Взгляды на проблему культуры управления обществом и обеспечения безопасно-сти границ государства в Древневосточной философии // Молодой ученый. 2015. № 15 (95). С. 698–701.

4. Ударцев С. Ф. История политических и правовых учений. Древний Восток: академич. курс. СПб.: Изд-во юрид. фак. СПбГУ, 2007.

5. Скубченко Л. Ф. Проблема безопасности личности и государства в политико-правовых концеп-циях Древнего мира // Вестн. МИЭП. 2011. № 1. C. 146–152.

6. Барышников Д. Н. Международные отношения и дипломатия в традиции древнеиндийской по-литической мысли // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2015. № 2. C. 101–119.

7. Сергеев В. К. Истоки гуманистических исканий философской мысли Древнего Востока // Вестн. науки Сибири. 2012. № 1 (2). C. 231–236.

8. Артхашастра, или Наука политики / пер. с санскрита В. И. Кальянова. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.


Рецензия

Для цитирования:


Тузов В.В., Мазина Р.Р. Проблема устойчивости социальной системы в древнеиндийской философии. Дискурс. 2021;7(5):45-54. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-5-45-54

For citation:


Tuzov V.V., Mazina R.R. The Problem of the Stability of the Social System in Ancient Indian Philosophy. Discourse. 2021;7(5):45-54. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-5-45-54

Просмотров: 406


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)