Искусственный интеллект в медиадискурсе 2010-х гг.
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-58-67
Аннотация
Введение. В статье рассматривается динамика отражения образа искусственного интеллекта в медиа 2010-х гг. Освещение быстрого развития технологии в средствах массовой информации требует тщательного анализа и систематического мониторинга в силу не сложившихся до конца общественно-этических представлений о месте и роли искусственного интеллекта в жизни человека. В работе делается попытка изучить, какими были представления медиа об искусственном интеллекте во втором десятилетии XXI в.
Методология и источники. На основании результатов количественных и качественных исследований текстов российских и зарубежных медиа анализируются смысловые изменения репрезентации искусственного интеллекта. Теоретическими основами работы послужили представления о медиасистеме и развитии со временной гибридной медиасистемы Э. Чедвика, М. Кастельса, Д. Уивера и др. Для сбора эмпирической информации были использованы анализ документов (докладов и подготовительных записок ЮНЕСКО для разработки этического кодекса искусственного интеллекта), опросов общественного мнения (ВЦИОМ), контент-анализ англоязычных и русскоязычных материалов медиа.
Результаты и обсуждение. По итогам исследования была отмечена зависимость характера и интенсивности упоминаний понятия «искусственный интеллект» от политико-экономических явлений. В частности, наблюдается связь с ростом экономической активности инвесторов в передовы х технологиях, запуском крупными компаниями инновационных технологий в сфере потребления и политическими программами государств.
Заключение. В настоящий момент искусственный интеллект предстает как положительная технология, внедрение которой в социальные и профессиональные сферы необратимо. Негативные последствия развития данной технологии представляются как неочевидное гипотетическое будущее. К нача лу третьего десятилетия XXI в. медиадискурс вокруг искусственного интеллекта расширился до такого состояния неопределенности, когда потребовались действия по установлению этических рамок развития технологии.
Ключевые слова
Об авторе
А. Ю. КоляновРоссия
Колянов Алексей Юрьевич – кандидат политических наук (2007), доцент кафедры социологии и политологии. Автор 27 научных публикаций. Сфера научных интересов: политическая философия, история политических учений, мировая политика, медиафилософия.
ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376
Список литературы
1. Turing A. M. Computing Machinery and Intelligence // Mind. 1950. Vol. 59 (236). P. 433–460.
2. Searle J. R. Minds, brains, and programs // Behavioral and Brain Sciences. 1980. Vol. 3, no. 3. P. 417–424. https://doi.org/10.1017/S0140525X00005756.
3. Deuze M., Witschge T. Beyond journalism: Theorizing the transformation of journalism // Journalism. 2018. Vol. 19, no. 2. P. 165–181. https://doi.org/10.1177/1464884916688550.
4. Siebert F. S., Peterson T., Schramm W. Four theories of the press: The authoritarian, libertarian, social responsibility, and Soviet communist concepts of what the press should be and do. Urbana: University of Illinois Press, 1963.
5. McQuail D. Mass communication theory: an introduction. 2nd ed. London: Sage Publications, 1987.
6. Luhmann N. Die Realitat der Massenmedien. Wiesbaden: Sozialwissenschaften, GWV Fachverlage Gmbh, 2004.
7. Колянов А. Ю. Профессиональная идентичность журналиста в условиях гибридной медиасистемы // ДИСКУРС. 2020. Т. 6, № 4. С. 62–72. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-4-62-72.
8. Chadwick A. The Hybrid Media System: Politics and Power. Oxford: Oxford University Press, 2013. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199759477.001.0001.
9. Alexander J. C. The Crisis of Journalism Reconsidered: Cultural Power // Fudan J. of the Humanities and Social Sciences. 2015. Vol. 8, iss. 1. P. 9–31. https://doi.org/10.1007/s40647-014-0056-5.
10. Van der Haak B., Parks M., Castells M. The Future of Journalism: Networked Journalism Rethinking Journalism in the Networked Digital Age // International J. of C ommunication. 2012. Vol. 6. P. 2923–2938.
11. Eyal G. The Crisis of Expertise. Cambridge: Polity Press, 2019.
12. Elaboration of a Recommendation on the ethics of artificial intelligence // UNESCO. 2021. URL: https://en.unesco.org/artificial-intelligence/ethics (дата обращения: 30.05.2021).
13. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 ( дата обращения: 30.05.2021).
14. The 2020 AI Strategy Landscape. 50 National Artificial Intelligence strategies shaping the future of humanity // Holon IQ. 2020. 20 Feb. URL: https://www.holoniq.com/notes/50-national-ai-strategies-the-2020-ai-strategy-landscape/ (дата обращения: 30.05.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Колянов А.Ю. Искусственный интеллект в медиадискурсе 2010-х гг. Дискурс. 2021;7(4):58-67. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-58-67
For citation:
Kolianov A.Yu. Artificial Intelligence in Media Discourse of 2010s. Discourse. 2021;7(4):58-67. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-58-67