Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Искусственный интеллект в медиадискурсе 2010-х гг.

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-58-67

Аннотация

Введение. В статье рассматривается динамика отражения образа искусственного интеллекта в медиа 2010-х гг. Освещение быстрого развития технологии в средствах массовой информации требует тщательного анализа и систематического мониторинга в силу не сложившихся до конца общественно-этических представлений о месте и роли искусственного интеллекта в жизни человека. В работе делается попытка изучить, какими были представления медиа об искусственном интеллекте во втором десятилетии XXI в.

Методология и источники. На основании результатов количественных и качественных исследований текстов российских и зарубежных медиа анализируются смысловые изменения репрезентации искусственного интеллекта. Теоретическими основами работы послужили представления о медиасистеме и развитии со временной гибридной медиасистемы Э. Чедвика, М. Кастельса, Д. Уивера и др. Для сбора эмпирической информации были использованы анализ документов (докладов и подготовительных записок ЮНЕСКО для разработки этического кодекса искусственного интеллекта), опросов общественного мнения (ВЦИОМ), контент-анализ англоязычных и русскоязычных материалов медиа.

Результаты и обсуждение. По итогам исследования была отмечена зависимость характера и интенсивности упоминаний понятия «искусственный интеллект» от политико-экономических явлений. В частности, наблюдается связь с ростом экономической активности инвесторов в передовы х технологиях, запуском крупными компаниями инновационных технологий в сфере потребления и политическими программами государств.

Заключение. В настоящий момент искусственный интеллект предстает как положительная технология, внедрение которой в социальные и профессиональные сферы необратимо. Негативные последствия развития данной технологии представляются как неочевидное гипотетическое будущее. К нача лу третьего десятилетия XXI в. медиадискурс вокруг искусственного интеллекта расширился до такого состояния неопределенности, когда потребовались действия по установлению этических рамок развития технологии.

Об авторе

А. Ю. Колянов
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Колянов Алексей Юрьевич – кандидат политических наук (2007), доцент кафедры социологии и политологии. Автор 27 научных публикаций. Сфера научных интересов: политическая философия, история политических учений, мировая политика, медиафилософия.

ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376



Список литературы

1. Turing A. M. Computing Machinery and Intelligence // Mind. 1950. Vol. 59 (236). P. 433–460.

2. Searle J. R. Minds, brains, and programs // Behavioral and Brain Sciences. 1980. Vol. 3, no. 3. P. 417–424. https://doi.org/10.1017/S0140525X00005756.

3. Deuze M., Witschge T. Beyond journalism: Theorizing the transformation of journalism // Journalism. 2018. Vol. 19, no. 2. P. 165–181. https://doi.org/10.1177/1464884916688550.

4. Siebert F. S., Peterson T., Schramm W. Four theories of the press: The authoritarian, libertarian, social responsibility, and Soviet communist concepts of what the press should be and do. Urbana: University of Illinois Press, 1963.

5. McQuail D. Mass communication theory: an introduction. 2nd ed. London: Sage Publications, 1987.

6. Luhmann N. Die Realitat der Massenmedien. Wiesbaden: Sozialwissenschaften, GWV Fachverlage Gmbh, 2004.

7. Колянов А. Ю. Профессиональная идентичность журналиста в условиях гибридной медиасистемы // ДИСКУРС. 2020. Т. 6, № 4. С. 62–72. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-4-62-72.

8. Chadwick A. The Hybrid Media System: Politics and Power. Oxford: Oxford University Press, 2013. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199759477.001.0001.

9. Alexander J. C. The Crisis of Journalism Reconsidered: Cultural Power // Fudan J. of the Humanities and Social Sciences. 2015. Vol. 8, iss. 1. P. 9–31. https://doi.org/10.1007/s40647-014-0056-5.

10. Van der Haak B., Parks M., Castells M. The Future of Journalism: Networked Journalism Rethinking Journalism in the Networked Digital Age // International J. of C ommunication. 2012. Vol. 6. P. 2923–2938.

11. Eyal G. The Crisis of Expertise. Cambridge: Polity Press, 2019.

12. Elaboration of a Recommendation on the ethics of artificial intelligence // UNESCO. 2021. URL: https://en.unesco.org/artificial-intelligence/ethics (дата обращения: 30.05.2021).

13. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 ( дата обращения: 30.05.2021).

14. The 2020 AI Strategy Landscape. 50 National Artificial Intelligence strategies shaping the future of humanity // Holon IQ. 2020. 20 Feb. URL: https://www.holoniq.com/notes/50-national-ai-strategies-the-2020-ai-strategy-landscape/ (дата обращения: 30.05.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Колянов А.Ю. Искусственный интеллект в медиадискурсе 2010-х гг. Дискурс. 2021;7(4):58-67. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-58-67

For citation:


Kolianov A.Yu. Artificial Intelligence in Media Discourse of 2010s. Discourse. 2021;7(4):58-67. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-58-67

Просмотров: 771


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)