Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Социодинамика цифрового капитала студентов в условиях эпидемиологического кризиса COVID-19: опыт смешанной стратегии эмпирического исследования

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-45-57

Аннотация

Введение. Социодинамика цифрового капитала студентов в условиях эпидемиологического кризиса приобрела особые характеристики. Скорость, направленность и технологии формирования цифрового капитала существенно изменились и выразились в новых содержательных признаках и характеристиках социодинамики.

Методология и источники. Использован интегративный подход к изучению и анализу социодинамики цифрового капитала, складывающийся из совокупности теоретико-методологических позиций изучения цифрового капитала, предложенных исследователями ранее. Представлен подход к социологической интерпретации понятия цифрового капитала, отличающийся системностью и интегративными характеристиками. На сформированной теоретико-методологической платформе построена методика эмпирического исследования.

Результаты и обсуждение. Обобщены методологические подходы к определению цифрового капитала как объекта исследования. Показаны противоречия и фрагментарность в толковании цифрового капитала в частных исследованиях и актуальность социологического осмысления сущности цифрового капитала. Эмпирически подтверждены тенденции и тренды социодинамики цифрового капитала в период пандемии.

Заключение. В статье представлены некоторые тренды социодинамики цифрового капитала студентов в условиях пандемии: во-первых, стимулирующая роль пандемии в освоении цифровых компетенций; во-вторых, изменения направленности освоения цифровых компетенций; в-третьих, анализ активности и интенсивности изменений цифровых компетенций; в-четвертых, активизация освоения цифровых технологий, связанных с социальными аспектами взаимодействия в условиях локдауна.

Об авторах

П. П. Дерюгин
Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Дерюгин Павел Петрович – доктор социологических наук (2002), профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии Санкт-Петербургского государственного университета; профессор кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина). Автор более 200 научных публикаций. Сфера научных интересов: социальная диагностика, ценности и ценностные ориентации, сетевой подход в социологии.

Университетская наб. 7/9, Санкт-Петербург, 199034
ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376



О. С. Баннова
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Баннова Олеся Сергеевна – аспирантка кафедры социологии и политологии. Автор 5 научных публикаций. Сфера научных интересов: молодежь, массовое сознание, межнациональное согласие, человеческий капитал.

ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376



Е. А. Камышина
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Камышина Елена Александровна – аспирантка кафедры социологии и политологии. Автор 8 научных публикаций. Сфера научных интересов: молодежь, массовое сознание, межнациональное согласие, человеческий капитал.

ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376



В. Е. Ярмак
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Ярмак Вероника Евгеньевна – аспирантка факультета социологии. Автор 8 научных публикаций. Сфера научных интересов: цифровой капитал, человеческий капитал, сетевые методы.

Университетская наб. 7/9, Санкт-Петербург, 199034



К. Е. Салфетник
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Салфетник Кирилл Александрович – бакалавр социологии. Автор 2 научных публикаций. Сфера научных интересов: молод ежь, массовое сознание, межнациональное согласие, человеческий капитал.

Университетская наб. 7/9, Санкт-Петербург, 199034



Список литературы

1. Efimov V. S., Laptevа A. V. The Future of Universities: Is Digitalization the Priority? (Expert View) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2018. Vol. 11 (12). P. 1925–1946. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0367.

2. Gladkova A., Vartanova E., Ragnedda M. Digital divide and digital capital in multiethnic Russian society // Journal of Multicultural Discourses. 2020. Vol. 15, no. 2. P. 126–147. https://doi.org/10.1080/17447143.2020.1745212.

3. Park S. Digital Capital. London: Palgrave Macmillan, 2017.

4. Ignatow G., Robinson L. Pierre Bourdieu: theorizing the digital // Information, Communication & Society. 2017. Vol. 20, no. 7. P. 950–966. https://doi.org/10.1080/1369118X.2017.1301519.

5. Magomedov M. D., Karabanova O. V., Dikikh V. A. Digital Capital as a Basis for the Development of the Economy in Modern Time and Principles of the Digitalization // Advanced in Economics, Business and Management Research. 2020. Vol. 156. P. 397–401. https://doi.org/10.2991/aebmr.k.201205.066.

6. Владимир Путин предложил «масштабную программу развития цифровой экономики» // D-Russia. 2016. 1 дек. URL: https://d-russia.ru/vladimir-putin-predlozhil-masshtabnuyu-programmu-razvitiya-tsifrovoj-ekonomiki.html (дата обращения: 06.05.2021).

7. Заказ Америки опять отменяется. Неужели не сбудутся предсказания российской пропаганды? // Republic. 2021. 5 мая. URL: https://republic.ru/posts/100314?utm_source=facebook&utm_medium=social&utm_campaign=republic#0_5___1124_228677303 (дата обращения: 06.05.2021).

8. Алетдинова А. А. Цифровые компетенции и возраст их носителей // Цифровизация экономических систем: теория и практика / под ред. А. В. Бабкина. СПб.: Политех-пресс, 2020. С. 773–793. https://doi.org/10.18720/IEP/2020.3/34.

9. Антохонова И. В. Эволюция потенциала университетов в развитии цифровой экономики // Вестн. НГУЭУ. 2017. № 4. С. 50–58.

10. Беляцкая Т. Н., Князькова В. С. Цифровой капитал и интеллектуальный потенциал электронной экономики // Человеческий капитал в формате цифровой экономики: Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию С. П. Капицы: сб. докл. Москва, 16 фев. 2018 г. / РосНОУ. М., 2018. С. 64–72.

11. Волкова И. А., Петрова В. С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании // Вестн. Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 17–24.

12. Бурдье П. Формы капитала / пер. с фр. М. С. Добряковой // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60–74.

13. Кравченко С. А. Формирование сетевого человеческого капитала: методологические контуры концепции // Вестн. МГИМО. 2010. № 6. С. 15–25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-setevogo-chelovecheskogo-kapitala-metodologicheskie-kontury-kontseptsii (дата обращения: 04.05.2021).

14. Park S. Understanding Digital Capital Within a User ’s Digital Technology Ecosystem // Digital Capital. 2017. P. 63–82. https://doi.org/10.1057/978-1-137-59332-0_4.

15. Ragnedda M. Conceptualizing digital capital // Telematics and Informatics. 2018. Vol. 35, no 8. P. 2366–2375. https://doi.org/10.1016/j.tele.2018.10.006.

16. Вартанова Е. Л., Гладкова А. А. Цифровой капитал в контексте концепции нематериальных капиталов // Медиаскоп. 2020. Вып. 1. https://doi.org/10.30547/mediascope.1.2020.8.

17. Borodkina O., Sibirev V. The Digital Capital of Social Services Consumers: Factors of Influence and the Need for Investment // Journal of Social Policy Studies. 2021. Vol. 19, no. 1. P. 129–142. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-1-129-142.

18. Дерюгин П. П. Теоретико-методологический анализ социальной диагностики межличностных отношений: автореф. дис. … д-ра социол. наук / СПбГУ. Санкт-Петербург, 2001.


Рецензия

Для цитирования:


Дерюгин П.П., Баннова О.С., Камышина Е.А., Ярмак В.Е., Салфетник К.Е. Социодинамика цифрового капитала студентов в условиях эпидемиологического кризиса COVID-19: опыт смешанной стратегии эмпирического исследования. Дискурс. 2021;7(4):45-57. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-45-57

For citation:


Deryugin P.P., Bannova O.S., Kamyshina E.A., Yarmak V.E., Salfetnik K.E. Sociodynamics of Students’ Digital Capital in the Context of the COVID-19 Epidemiological Crisis: an Experience of a Mixed Strategy of Empirical Research. Discourse. 2021;7(4):45-57. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-4-45-57

Просмотров: 497


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)