Социокультурная динамика восприятия итальянских брендов в России
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-3-52-64
Аннотация
Введение. Статья посвящена анализу специфики восприятия итальянских брендов в России. Исходным положением в работе выступает понимание того, что эволюция итальянской культуры и самого имиджа Италии привели к восприятию этого феномена через призму многочисленных атрибутов, и итальянских брендов в частности. Сегодня Италия ассоциируется с национальной кухней, культурой и историческим наследием.
В социологическом ракурсе бренды являются важным ресурсом для репрезентации национальной культуры, особенно для иностранных потребителей. Однако к настоящему моменту недостаточно исследовано, как эта культура транслируется через бренды в общество. В частности, до сих пор мало внимания обращается на изучение восприятия брендов и их связи с национальной культурой страны, которую они представляют.
Социокультурный ракурс исследования предполагает изучение динамики отношения к итальянским брендам, отражающей изменчивость самого общества.
Методология и источники. В качестве методологической базы используется междисциплинарный подход к проблеме изучения и анализа брендов. Основным исследовательским методом в работе является интернет-опрос. Так, опираясь на теоретические концепции по изучению брендов в социологии, в апреле 2020 г. на платформе «Google-форма» авторы провели эмпирическое исследование – интернет-опрос – с целью выявления отношения российских респондентов к итальянским брендам. В статье представлены результаты данного социологического исследования. Тип выборки – случайный, количество респондентов 150.
Результаты и обсуждение. Согласно результатам опроса основными ассоциациями с образом Италии являются следующие: итальянская кухня, отдых, мода и историческое наследие. Вместе с тем около одной пятой респондентов незнакомы ни с одним из итальянских брендов или не могут их назвать. Среди тех, кто знаком с итальянскими брендами, 80 % ответили, что знают Gucci, Fendi, Valentino, Versace, Moschino, Giorgio Armani, Prada, Roberto Cavalli, Dolce & Gabbana, Lamborghini, Maserati, Ferrari.
Одним из ключевых результатов исследования стал вывод о том, что сегодня восприятие бренда не связано напрямую со страной его происхождения. Бренд не всегда репрезентирует страну, становясь мультикультурным. Изменяется социокультурная модель потребления и образуется оторванность понимания итальянского бренда от культурного фундамента, из которого он произошел.
Заключение. В целом, авторы статьи приходят к выводу, что восприятие итальянских брендов в России обусловлено спецификой социокультурного развития. В начале 90-х гг., когда Россия только открылась для западных брендов, для потребителя было жизненно важно приобретать товары известных брендов, в частности категории «Made in Italy», стойко ассоциируемые со страной происхождения. Сегодня, в условиях глобализации и мультикультурности, многие бренды утратили свою национальную идентичность, а для потребителя на первое место выходят потребительские свойства товара, а не сам бренд.
Ключевые слова
Об авторах
Р. Д. АкининаРоссия
Акинина Раиса Дмитриевна – магистр международных отношений (2020)
Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034
А. С. Гонашвили
Россия
Гонашвили Александр Сергеевич – магистр социологии (2019), аспирант, стажер-исследователь факультета социологии; помощник проректора по научной работе Университета при МПА ЕврАзЭС
Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034
ул. Смолячкова, д. 14/1, Санкт-Петербург, 194044
Н. П. Кирсанова
Россия
Кирсанова Наталия Павловна – кандидат социологических наук (2006), декан факультета бизнес-коммуникаций
ул. Смолячкова, д. 14/1, Санкт-Петербург, 194044
Список литературы
1. Бодрийяр Ж. Общество потребления / пер. с фр. Е. А. Самарской. М.: АСТ, 2020.
2. Антонова Н. В., Патоша О. И. Восприятие брендов и стратегии потребительского поведения. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. DOI: 10.17323/978-5-7598-1588-4.
3. Важенина И. С., Важенин С. Г. Имидж, репутация и бренд территории // ЭКО. 2008. № 8 (410). С. 3–16.
4. Шульц Д., Барнс Б. Стратегические бренд-коммуникационные кампании. М.: Гребенников, 2003.
5. Табаринцева-Романова К. М. Итальянская Республика: преемственность или разрыв в формировании политического образа страны // Италия: от Второй Республики к Третьей?: сб. ст. / под ред. Е. А. Масловой. М.: Институт Европы РАН, 2015.
6. Гонашвили А. С. Предисловие // Продвижение итальянских брендов в мире: инновационные приемы / под ред. Р. Д. Акининой, А. С. Гонашвили. Бо-Бассен – Роз-Хилл: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2020. С. 4.
7. Продвижение итальянских брендов в мире: инновационные примеры / под ред. Р. Д. Акининой, А. С. Гонашвили. Бо-Бассен – Роз-Хилл: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2020.
8. Seringhaus F. H. R. Comparison of website eu sage of French and Italian luxury brands // Journal of Euromarketing. 2005. Vol. 14, no 4. P. 5–34. DOI: https://doi.org/10.1300/J037v14n04_02.
9. Ambler T., Barrow S. The employer brand // Journal of brand management. 1996. Vol. 4, no 3. P. 185–206. DOI: 10.1057/bm.1996.42.
10. Скотт М., Данн М. Бренд-билдинг. Создание бизнеса, раскручивающего бренд. СПб.: Питер, 2005.
11. Зотов В. В. Ценности бренда. М.: Маркет ДС, 2005.
12. Gli Istituti Italiani di Cultura per la promozionedel Brand Italia. URL: https://docplayer.it/16501228-Gli-istituti-italiani-di-cultura-per-la-promozione-del-brand-italia-un-nuovo-modello-di-relazioni-per-promuovere-il-sistema-paese.html (дата обращения: 21.07.2020).
13. Fournier S. Consumers and their brands: Developing relationship theory in consumer research // Journal of consumer research. 1998. Vol. 24, no 4. P. 343–373. DOI: https://doi.org/ 10.1086/209515.
14. Difendere Interesse Generale e immagine del Paese’: Napolitano predica calma e prende tempo // Squer.it. URL: http://www.squer.it/of/difendere-interesse-generale-e-immagine-del-paese-napolitano-predica-calma-e-prende-tempo (дата обращения: 21.07.2020).
15. Anholt S. Branding Places and Nations // Brands and Branding / ed. by R. Clifton, J. Simmons, S. Ahmad. Princeton, NJ: Bloomberg Press, 2003. P. 213–226.
16. Carbonaro G. “Made in Italy”: What does the label mean for Italian fashion? // CGTN. 2020. URL: https://newseu.cgtn.com/news/2020-02-28/-Made-in-Italy-What-does-the-label-mean-for-Italian -fashion--Opc9giYEla/index.html (дата обращения: 02.03.2021).
17. Ядов В. А., Иванов В. Н. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1972.
Рецензия
Для цитирования:
Акинина Р.Д., Гонашвили А.С., Кирсанова Н.П. Социокультурная динамика восприятия итальянских брендов в России. Дискурс. 2021;7(3):52-64. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-3-52-64
For citation:
Akinina R.D., Gonashvili A.S., Kirsanova N.P. Sociocultural Dynamics of Perception of Italian Brands in Russia. Discourse. 2021;7(3):52-64. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-3-52-64