Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Фармакотехники интерфейса: условия и возможности

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-3-5-19

Аннотация

Введение. В статье идет речь о нахождении экологических закономерностей для цифровой среды. В настоящий момент цифровые среды, скорее, приближают человека к машинным и техническим требованиям. Ставится вопрос (и дается развернутый ответ), как и при каких условиях техника не поглощает человека, а дает ему возможность раскрыть свой потенциал, превратив его в экзистенциальный капитал.

Методология и источники. Методологически работа базируется на философском анализе вызовов и прецедентов цифрового поля, примеров исследовательской литературы, применяются методы медиафилософии, анархической эпистемологии, топологической рефлексии. В частности, были проанализированы гипотезы цифрового пространства как одновременно коммуникативного и дисциплинарного (Ю. Хабермас, М. Фуко) дигитального бихевиоризма Б. Фогга, экономики прощения Д. Грэбера, антропологии игры Р. Кайуа, Интернет животных А. Пшера: на их основании предложены принципы цифровой этологии и экологии.

Результаты и обсуждение. Задача превращения интерфейсов в экологические и фармакологические среды представляет собой задачу по организации средствами интерфейсов различных типов агентностей таким образом, чтобы режимы энергорасхода и эксплуатации были заменены на режимы энергосбережения и заботы, тогда интерфейсы цифровых устройств смогут быть не продолжением технобюромилитократии, а условиями осмысления и собирания опыта мира. Проект этой реорганизации средств – от эксплуатации к фармакологии – и предложен автором. В статье показано, что интерфейс цифровых устройств может быть не только инструментом (технэ) или формой видения и познания мира (эпистемой), но и экологической жизнесберегающей средой (фармацеей), для этого необходимо учесть ряд факторов: 1) контрстандартизацию и контрперсонализацию интерфейса: он должен сталкивать не с собой, а с другим, во всем радикализме его инаковости; 2) возможность перехода от значения к присутствию, ориентация не на потребление идеологических текстов как стандартизированных сценариев, а на создание контекстов экзистенциального взаимодействия; 3) отказ от агональности цифрового потребления (которое приводит к эмоциональному выгоранию) в пользу признания уникальности и несоизмеримости опыта, а соответственно, и создания условий для взаимопризнания и взаимодоверия – основного капитала современного человека в эпоху смысловой непроницаемости в цифре, роста подозрения и цинизма.

Заключение. Интерфейс превращается из дисциплинарного пространство в поле заботы тогда, когда средствами интерфейса становится возможно выйти за него самого, когда он предоставляет право на отсрочку, на невнимание, на офлайн, когда вместо инструмента интенсификации жизни он становится условием его углубленного проживания – для этого следует обратиться от техник вовлечения внимания в интерфейсе к техникам организации и интерпретации опыта мира.

Об авторе

К. А. Очеретяный
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Очеретяный Константин Алексеевич – кандидат философских наук (2015), старший преподаватель кафедры философии науки и техники

Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034



Список литературы

1. Тульчинский Г. Л. Цифровизованный гуманизм // Философские науки. 2018. № 11. C. 28–43. DOI: https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-11-28-43.

2. Мазин В. Машина влияния. М.: Изд-во Института Гайдара, 2018.

3. Оден У. Х. Лекции о Шекспире / пер. с англ. М. Дадяна. М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2018.

4. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994.

5. Кайуа Р. Богомол // Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003. C. 52–82.

6. Рампо Э. Волшебные чары луны / пер. с япон. Г. Дуткиной // Демоны луны. СПб.: Кристалл, 2000. С. 53–84.

7. Scott J. C. The Moral Economy of the Peasant: Rebellion and subsistence in Southeast Asia. Princeton: Princeton University Press, 1976.

8. Грэбер Д. Долг: первые 5000 лет истории. М.: Изд-во «Ад Маргинем Пресс», 2015.

9. Stuart K. Amazon, Google and why you can’t just invent a blockbusting games developer // Guardian. 2021. URL: https://www.theguardian.com/games/2021/feb/03/amazon-google-and-why-you-cant-just-invent-a-blockbusting-games-developer (дата обращения: 19.02.2021).

10. Кайуа P. Игры и люди, маска и головокружение // Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. М.: ОГИ, 2007. С. 48–71.

11. Пшера А. Интернет животных. Новый диалог между человеком и природой / пер. с нем. М. Зоркой. М.: Изд-во «Ад Маргинем Пресс», 2017.

12. Fogg B. J. Persuasive Technology: Using Computers to Change What We Think and Do. Burlington: Morgan Kaufmann, 2002.

13. Turkle Sh. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. N. Y.: Simon & Schuster, 1995.

14. Bowles N. Human Contact Is Now a Luxury Good // The New-York Times. 2019. URL: https://www.nytimes.com/2019/03/23/sunday-review/human-contact-luxury-screens (дата обращения: 19.02.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Очеретяный К.А. Фармакотехники интерфейса: условия и возможности. Дискурс. 2021;7(3):5-19. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-3-5-19

For citation:


Ocheretyany K.A. Interface Pharmacotechniques: Conditions and Opportunities. Discourse. 2021;7(3):5-19. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-3-5-19

Просмотров: 338


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)