Мониторинг административных аккаунтов, регулирующих туристическую деятельность в России (на примере сети «ВКонтакте»)
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-1-69-81
Аннотация
Введение. В данной публикации приведены результаты социологического мониторинга эффективности ведения официальных аккаунтов органами государственной власти. В 2020 г. пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 вынудила большинство предприятий и организаций перенести свою деятельность в онлайн. Для организаций, работающих с различными группами общественности, представительство в digital-пространстве – насущная необходимость. Поскольку в сложившихся условиях способность к быстрой перестройке форматов коммуникационной активности стала определяющей, социальные сети оказываются ключевым деловым ресурсом. Вместе с тем стало очевидно, что государственные органы, в привычных обстоятельствах реагирующие более реактивно, чем коммерческие структуры и НКО, не показали той же эффективности в интернет-коммуникациях. Исследовательская задача – сбор информации о деятельности федеральных и региональных органов, отвечающих за развитие и управление туристической отраслью, в официальных представительствах в онлайн-пространстве. Туристическая сфера выбрана для исследования как наиболее пострадавшая от пандемии, с одной стороны, и как драйвер экономики в ситуации всеобщего кризиса, с другой.
Методология и источники. Методологическая рамка исследования – структурно-функциональный подход. Предмет анализа – коммуникационная активность официальных аккаунтов органов, занимающихся регулированием туристической отрасли в столице и регионах в социальной сети «ВКонтакте» (как наиболее популярной в России). По 15 параметрам онлайн-активности проанализировано 249 публикаций, размещенных в группах 11 субъектов РФ за две недели 2020 г.
Результаты и обсуждение. Мониторинг официальных аккаунтов показал значительный разброс численности подписчиков – от нескольких сотен до десятков тысяч человек. В двух аккаунтах в исследуемые периоды полностью отсутствовал контент. В остальных группах нет единого подхода к публикационной активности, а именно разная степень периодичности публикаций, а также различный формат подачи материала. По количественным характеристикам и степени вовлеченности аудитории большую активность демонстрирует группа Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, по качеству подготовки и подачи контента, виральности постов (и по высокой степени негативной обратной связи) – аккаунт Федерального агентства по туризму (Ростуризма). В публикации приведена сводная таблица данных.
Заключение. Исследование показало, что ситуация, сложившаяся на фоне пандемии, оказала существенное влияние на коммуникационную активность изучаемых административных структур. Ряд организаций, имея изначально большую аудиторию подписчиков, либо не обновляли контент, либо делали это нерегулярно. Выявлены организации, которые не учитывают интересы аудитории, демонстрируют формальный подход к ведению страниц. Таким образом, можно утверждать, что такой важнейший коммуникационный ресурс, как социальные сети, большинство административных органов сферы управления туристической деятельностью использует неэффективно.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. ЧугуноваРоссия
Чугунова Анна Алексеевна – старший преподаватель кафедры связей с общественностью; аспирант кафедры социологии и политологии. Автор 13 научных публикаций. Сфера научных интересов: «мягкая сила», брендинг территорий, туризм, онлайн-сообщества
ул. Проф. Попова, д. 5, 197376
А. Н. Писарева
Россия
Писарева Александра Николаевна – аспирант кафедры социологии и политологии. Автор 10 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология политики, современная политика России, эволюция политических институтов, информационные технологии в политике
ул. Проф. Попова, д. 5, 197376
Список литературы
1. Состоялся заключительный этап туристического форума «Северная Пальмира» // Мой бизнес. 2020. URL: https://fond-msp.ru/news/sostoyalsya-zakluchitelniy-etap-turisticheskogoforuma-severnaya-palmira (дата обращения: 12.09.2020).
2. I Санкт-Петербургский деловой туристический форум. Запись мероприятия // Мой бизнес. 2020. URL: https://fond-msp.ru/live2 (дата обращения: 12.09.2020).
3. ТОП-10 Ресурсов // Mediascope WEB-Index. 2020. URL: https://webindex.mediascope.net/top-resources (дата обращения: 11.09.2020).
4. Мирошниченко И. В. Сетевой ландшафт Российской публичной политики. Краснодар: Просвещение-Юг, 2013.
5. Ячменник К. В. Сетевая локальная политика: основное содержание и структура // Научный альманах. 2015. № 12-3 (14). С. 108–115. DOI: 10.17117/na.2015.12.03.108.
6. Gavra D. P., Dekalov V. V. Networked Society and its New Power Actors: Critical Analysis of Hardware, Software, and Communicative Level of Digital Space // 2019 Communication Strategies in Digital Society Workshop (ComSDS), SPb., 10 April 2019 / IEEE. SPb, 2019. P. 70–75. DOI: 10.1109/COMSDS.2019.8709647.
7. Комитет по туризму Московской области // ВКонтакте. URL: https://vk.com/welcomemosreg (дата обращения: 11.09.2020).
8. Комитет по туризму Мурманской области // ВКонтакте. URL: https://vk.com/murman.tourism51 (дата обращения: 11.09.2020).
9. Комитет по туризму Саратовской области // ВКонтакте. URL: https://vk.com/v64regione (дата обращения: 11.09.2020).
10. Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга // ВКонтакте. URL: https://vk.com/c_tourism (дата обращения: 11.09.2020).
11. Комитет по туризму Ленинградской области // ВКонтакте. URL: https://vk.com/lentravel.ru47 (дата обращения: 11.09.2020).
12. Комитет по туризму Псковской области // ВКонтакте. URL: https://vk.com/pskovtourism (дата обращения: 11.09.2020).
13. Комитет Республики Ингушетия по туризму // ВКонтакте. URL: https://vk.com/ingtourism (дата обращения: 11.09.2020).
14. Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми // ВКонтакте. URL: https://vk.com/mincultkomi (дата обращения: 11.09.2020).
15. Министерство туризма Республики Бурятия // ВКонтакте. URL: https://vk.com/mintur03 (дата обращения: 11.09.2020).
16. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) // ВКонтакте. URL: https://vk.com/rostourism.official (дата обращения: 11.09.2020).
17. Россотрудничество // ВКонтакте. URL: https://vk.com/rsgovru (дата обращения: 11.09.2020).
18. Распоряжение от 27 марта 2020 г. № 763-р // Правительство РФ. 2020. URL: http://static.government.ru/media/files/uPySAqzA9AV39jD1h71za3OR9esIxlDj.pdf (дата обращения: 21.09.2020).
19. Активность русскоязычных пользователей в соц. сетях // Popsters. 2020. URL: https://popsters.ru/app/docs/Popsters_research_2018_rus.pdf. (дата обращения: 15.09.2020).
20. С 6 по 20 июля 2020 года Россотрудничество проводит флешмоб «Взгляни на Россию»! // ВКонтакте. 2020. 6 июля. URL: https://vk.com/wall-81538275_20643 (дата обращения: 15.09.2020).
21. Заявление Зарины Догузовой о продолжении программы стимулирования внутренних туристических поездок // ВКонтакте. 2020. 9 сент. URL: https://vk.com/wall-41862358_8326 (дата обращения: 12.09.2020).
22. К 100-летию Коми может войти в число пилотных туристско-рекреационных экологических кластеров России // ВКонтакте. 2020. 6 июля. URL: https://vk.com/wall-49393744_17739 (дата обращения: 20.09.2020).
23. Знаете ли вы, что Извара – это не только музей, но и заповедная территория // ВКонтакте. 2020. 6 июля. URL: https://vk.com/wall-185322446_355 (дата обращения: 18.09.2020).
24. Сбербанк, Google и Ростуризм представили новый антикризисный «Бизнес-план» для туристической отрасли // ВКонтакте. 2020. 9 июля. URL: https://vk.com/wall-41862358_7472 (дата обращения: 19.09.2020).
25. В Санкт-Петербурге запускается программа «Петербургское гостеприимство» // ВКонтакте. 2020. 6 июля. URL: https://vk.com/wall-151768118_805 (дата обращения: 19.09.2020).
26. Сейчас в Ленинградской области активно разрабатываются три веломаршрута // ВКонтакте. 2020. 7 июля. URL: https://vk.com/wall-185322446_356 (дата обращения: 12.09.2020).
27. 130 путешественников отправились в поход на звание турист Ленинградской области // ВКонтакте. 2020. 11 сент. URL: https://vk.com/wall-185322446_557 (дата обращения: 13.09.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Чугунова А.А., Писарева А.Н. Мониторинг административных аккаунтов, регулирующих туристическую деятельность в России (на примере сети «ВКонтакте»). Дискурс. 2021;7(1):69-81. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-1-69-81
For citation:
Chugunova А.A., Pisareva A.N. Monitoring of administrative accounts regulating tourist activity in Russia (on the Example of social network “Vkontakte”). Discourse. 2021;7(1):69-81. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-1-69-81