Портрет семей российских хоумскулеров: по результатам онлайн-опросов
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-6-87-98
Аннотация
Введение. Практика получения семейного образования становится модной тенденцией в нашей стране в последние годы. Несмотря на растущую популярность среди населения, достаточного научного осмысления эта форма обучения у нас пока не получила. Цель статьи – описание социального портрета семей, выбравших семейную форму обучения для ребенка. Научная новизна работы обусловлена представленными в ней эмпирическими данными, имеющими динамический характер наблюдения за изучаемым объектом.
Методология и источники. Методологической базой для исследования стали конфликтный подход и принципы радикально-гуманистического подхода к образованию в трактовке И. Иллича. Эмпирической базой являются результаты трех опросов родителей детей от 6 до 18 лет, которые находятся на семейном образовании. Опросы проходили в период с 2016 по 2020 г. по единой методике и инструментарию. Для сбора данных разработана анкета для онлайн-опроса, который был распространен в социальных сетях, преимущественно в сообществах «ВКонтакте», посвященных семейному образованию. Выборка составила 443 человека.
Результаты и обсуждение. По данным опросов дети, находящиеся на семейном обучении, растут в полных семьях, где оба родителя имеют высокий уровень образования. Мать, как правило, не работает или имеет свободный график и выступает в качестве учителя для ребенка. Основным источником дохода в семье является доход отца. Совокупный доход семьи в среднем составляет от 40 до 60 тыс. руб. в месяц. В семье, чаще всего, двое детей, один из которых находится на семейном образовании. Семейное образование реализуется преимущественно с детьми начальной школы.
Заключение. Особенностью изучения семейного образования не только в нашей стране, но и в мире является отсутствие точных статистических данных относительно количества детей хоумскулеров. В связи с этим возможны в реализации только неслучайные выборки. Портрет российских хоумскулеров отличается от американских, в частности, по уровню, на котором реализуется семейное образование, месте проживания семей, их доходам.
Ключевые слова
Об авторе
М. Н. ЯшинаРоссия
Яшина Мария Николаевна – кандидат социологических наук (2004), доцент кафедры
прикладной и отраслевой социологии. Автор 53 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология образования
Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034
Список литературы
1. Исследования // Свобода в образовании. URL: http://freeedu.ru/modx/issledovaniya (дата обращения: 10.10.2020).
2. Kunzman R., Gaither M. Homeschooling: A Comprehensive Survey of the Research // Other Education: The Journal of Educational Alternatives. 2013. Vol. 2 (1). P. 4–59.
3. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: Просвещение, 2006.
4. Яшина М. Н. Семейное образование в сети Интернет // Социология образования. 2017. № 2. С. 63–73.
5. Яшина М. Н. Региональные практики реализации семейного образования // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость: мат. V Всеросс. социол. конгресса, Екатеринбург, 19–21 окт. 2016 г. / Рос. общ-во социологов. М., 2016. С. 6790–6796.
6. Redford J., Battle D., Bielick S. Homeschooling in the United States: 2012. Washington: National Center for Education Statistics, 2016.
7. Российский средний класс в условиях стабильности и кризисов / М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова, В. А. Аникин и др. / Ин-т социологии РАН. М., 2016.
8. Средний, медианный и модальный уровень денежных доходов населения в целом по России и по субъектам Российской Федерации // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/population/bednost/tabl/tab-bed1-2-6.htm (дата обращения: 13.10.2020).
9. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и среднего общего образования // ФГОС. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 20.10.2020).
10. Справка по вопросу «О реализации мероприятий, направленных на совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации досуга и дополнительного образования детей» // Банк документов. Министерство просвещения РФ. URL: https://docs.edu.gov.ru/ (дата обращения: 13.10.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Яшина М.Н. Портрет семей российских хоумскулеров: по результатам онлайн-опросов. Дискурс. 2020;6(6):87-98. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-6-87-98
For citation:
Yashina M.N. Portrait of a Russian Homeschooler’s Family: Results of an Online Poll. Discourse. 2020;6(6):87-98. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-6-87-98