Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Споры в Интернете: поколения X, Y и Z

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-6-5-19

Аннотация

Введение. Теория поколений Нила Хоува и Уильяма Штрауса стала сегодня неотъемлемой частью «народной социологии», так что каждый так или иначе задается вопросом о том, к какой поколенческой группе он принадлежит и какое поведение от него ожидается, в частности, в сетевых коммуникациях. Основанное на самоидентификации поведение представителей различных поколенческих групп в сетевых спорах остается недостаточно изученным. В этой статье мы хотим представить результаты теоретико-аргументативного и прагматического анализа специфики аргументации представителей поколений X (родившиеся в период с 1967 по 1981 г.), Y (родившиеся с 1982 по 2003 г.) и Z (родившиеся после 2004 г.), попавших в неудобную для себя ситуацию сетевого спора.

Методология и источники. Исследование носит качественный характер, и его задачей является формулировка обоснованных предположений о связях поколенческих групп с определенными аргументативными средствами, среди которых – риторические приемы, социолект, речевые действия. Материалом исследования стали комментарии к записям в тематических группах, дискуссии в чатах и на «стенах» социальных сетей («ВКонтакте», «Facebook», «Instagram»), а также некоторые другие источники («Avito», «Twitter», «Snob.ru»). Подбор материала ориентирован на поиск типичного. В фокусе исследования находятся некомфортные для участников моменты споров, понимаемые как ситуации, в наибольшей степени подталкивающие к идентифицирующей самопрезентации.

Результаты и обсуждение. Изученные материалы позволяют сформулировать следующие предположения. Во-первых, представители поколений X, Y и Z в трудных ситуациях сетевого спора используют разные техники. Х применяют классический аргумент к возрасту. Y используют социолект доверия и непосредственности для того, чтобы сместить фокус спора, а в иных случаях прибегают к социолекту, содержащему морально обязывающий компонент. Для Y сетевой спор порождает минимум обязательств и легко превращается в соревнование в риторических навыках. Представители Z рассматривают сетевые споры как площадку для разрешения негативных аффектов. В неудобной или дискомфортной для себя ситуации они используют приёмы речевой агрессии, смещая фокус спора на оправданность самого этого действия. Все три группы действуют в ожидании поддержки сочувствующей аудитории. Описанные типы поведения идентифицируют представителя поколенческой группы как для иных участников коммуникации.

Заключение. Черты поколенческих групп, которые указываются социологическими исследованиями, убедительно объясняют стратегию поведения их представителей втрудных ситуациях сетевого спора. Но следует учитывать, что сами такие стратегии и предполагаемые ими аргументативные и языковые средства, становятся паттернами поколенческой идентичности. Социокультурная динамика поколений связана поэтому и с тем, как эти паттерны будут изменяться в связи с изменениями сетевой коммуникативной среды.

Об авторах

Г. Б. Елагин
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Елагин Глеб Борисович– научный сотрудник, исполнитель проекта РНФ № 20-18-00158. Сфера научных интересов: риторика, теория аргументации, прагматика, логическая семантика

Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034



И. Б. Микиртумов
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Микиртумов Иван Борисович – доктор философских наук (2007), доцент (2002),
профессор кафедры логики. Автор 100 научных публикаций, в том числе персональной монографии. Сфера научных интересов: риторика, теория аргументации, прагматика, логическая семантика

Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034



Список литературы

1. Hample D., Irions A. Arguing to Display Identity // Argumentation. 2015. Vol. 29. P. 389–416. DOI: 10.1007/s10503-015-9351-9.

2. In the Mood for Being Influential on Twitter / D. Quercia, J. Ellis, L. Capra, J. Crowcroft // IEEE Third International Conference on Social Computing (SocialCom). Boston, MA, 9–11 Oct. 2011. Boston, 2011. P. 307–314. DOI: 10.1109/PASSAT/SocialCom.2011.27.

3. Howe N., Strauss W. Generations: The history of America's future, 1584 to 2069. New York: Harper Collins, 1992.

4. Мангейм К. Проблема поколений // Очерки социологии знания: Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции / пер. с нем. Е. Я. Додина. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 8–63.

5. Левада Ю. А. Поколения XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 5 (55). С. 7–14.

6. Handbook of Communication in Organisations and Professions / Ch. Candlin, S. Sarangi (eds.). Berlin: Walter de Gruyter, 2011. DOI: 10.1515/9783110214222.

7. Семенова В. В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М.: РОС-СПЭН, 2009.

8. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений: необыкновенный икс. 5-е изд. М.: Синергия, 2019.

9. Радаев В. В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. DOI: 10.17323/978-5-7598-1985-1.

10. Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / пер. с англ. Ю. Кондукова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

11. Российское «поколение Z»: установки и ценности 2019/2020 / Л. Гудков, Н. Зоркая, Е. Кочергина и др. 2020. URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf (дата обращения: 22.10.2020).

12. Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 2 (3). С. 220–236.

13. Исследование аудитории // Telegram. 2019. URL: https://tgstat.ru/research (дата обращения: 22.10.2020).

14. Аудитория социальных сетей в России в 2019 // Popsters. 2020. URL: https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii (дата обращения: 22.10.2020).

15. Believe Me – We Can Do This! Annotating Persuasive Acts in Blog Text / P. Anand, J. King, J. Boyd-Graber and etc. // The 2011 AAAI Workshop on Computational Models of Natural Argument. Menlo Park: The AAAI Press, 2011. P. 11–15.

16. Dutilh Novaes C. The Role of Trust in Argumentation // Informal Logic. 2020. Vol. 40, № 2. P. 205–236. DOI: https://doi.org/10.22329/il.v40i2.6328.

17. Van Eemeren F. H., Houtlosser P. Strategic Manoeuvring in Argumentative Discourse // Discourse Studies. 1999. Vol. 1, № 4. P. 479–497. DOI: https://doi.org/10.1177/1461445699001004005.

18. Jansen H. ”You Think That Says a Lot, but Really it Says Nothing”: An Argumentative and Linguistic Account of an Idiomatic Expression Functioning as a Presentational Device // Argumentation. 2017. Vol. 31. P. 615–640. DOI: 10.1007/s10503-017-9436-8.

19. Клименко Н. С. «Чайлдфри» и «Яжемать» как биполярные категории современной феминности» // Вестн. КемГУКИ. 2017. Т. 40. С. 59–62.

20. AntiSlang. Словарь современного сленга. URL: https://antislang.ru (дата обращения: 22.10.2020).

21. Avito. URL: https://drive.google.com/file/d/1FVcKR_4R3QPnLEu5O03ClH3yhXtdet5d/view?usp=sharing (дата обращения: 22.10.2020).

22. Avito. URL: https://drive.google.com/file/d/1PI2whl8KOKq2j7bmlA0fWeK58XGlvgLi/view?usp=sharing (дата обращения: 22.10.2020).

23. Actual. Бизнес-идеи // Вконтакте. URL: https://drive.google.com/file/d/10R-OrCOvpY7IsgcOZxemzdfcwa9msXOo/view?usp=sharing (дата обращения: 22.10.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Елагин Г.Б., Микиртумов И.Б. Споры в Интернете: поколения X, Y и Z. Дискурс. 2020;6(6):5-19. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-6-5-19

For citation:


Elagin G.B., Mikirtumov I.B. Internet Debates: Generations X, Y and Z. Discourse. 2020;6(6):5-19. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-6-5-19

Просмотров: 773


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)