Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Теоретико-методологические подходы к анализу коллективной памяти в мемори стадиз

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-3-46-63

Аннотация

Введение. Исследования коллективной памяти помогают раскрыть глубоко заложенные значения прошлого в настоящем, проследить процесс формирования идентичности различных сообществ, выявить нарративные структуры, определяющие общественные ориентиры. При этом подобные исследования являются проблематичными с эмпирической точки зрения. Научная новизна представленного исследования заключается в том, что до сих пор в академической литературе не были объединены и систематизированы теоретические и методологические подходы к анализу коллективной памяти. Цель данной статьи – сделать подобный обзор и определить наиболее валидные методы исследования в мемори стадиз. Актуальность проведенного исследования заключается в том, что утверждение методологического аппарата мемори стадиз необходимо для его окончательного оформления в самостоятельную область знания.

Методология и источники. Теоретико-методологической основой проведенного исследования стала теория коллективной памяти, позволившая рассмотреть про-шлое не как устоявшуюся данность, а как объект, подвергающийся интерпретации и репрезентации. Данную теорию развивали такие исследователи как М. Хальбвакс, М. Блох, А. Варбург, Ян и Алейда Ассманн, Дж. Олик, А. Эрлл и др. Ряд ученых уделял внимание рассмотрению методов исследования коллективной памяти, среди них М. Буланова, В. Канштайнер, А. Эрлл, Б. Зелизер, А. Конфино, Т. Капитонова, В. Белокрылова и др. Дж. Олик внес значительный вклад в понимание данного вопроса, предложив рассматривать память как процесс, развивающийся во времени, что тре-бовало определить методы анализа, способные учитывать эту характеристику. Однако целостного перечня, а также единой системы и классификации методов на сего-дняшний день в академической литературе не разработано. Возникнув на стыке различных социальных и гуманитарных наук, мемори стадиз заимствует методы проведения эмпирических исследований из социологии, политологии, культурологии, психологии, медиа стадиз, визуальных исследований и т. д. В рамках проведения представленного исследования были проанализированы актуальные эмпирические труды в рамках мемори стадиз ряда зарубежных и российских авторов, таких как Ш. Линд, А. Васильев, Т. Емельянова, А. Тимофеева, В. Касамара, Е. Хакоконгас, Е. Кейтли, М. Мейерс, Б. Зелизер и др. Это позволило выявить наиболее часто используемые для исследования коллективной памяти методы анализа, составить их обзор и разработать авторскую классификацию применяемых методов.

Результаты и обсуждение. Были рассмотрены основные теоретические подходы к исследованию коллективной̆ памяти. К ним относятся функциональный, феномено-логический, постструктурализм, социально-исторический и информационный. Дж. Олик дополнил перечень из пяти теоретических направлений, предложенных М. Булановой, указав на необходимость отметить процессо-релятивистский подход к изучению коллективной памяти. Были выявлены методы исследования, применяемые в мемори стадиз, и разработана классификация основных дисциплинарных традиций, которыми руководствуются академики при выборе метода исследования памяти: социологическая, психологическая, информационная, культурологическая и историческая, а также отдельный блок компьютерных наук.

Заключение. В исследовании был сделан систематический обзор и разработана авторская классификация теоретико-методологических подходов к анализу коллективной памяти. Данные результаты могут быть использованы исследователями проблем построения идентичности групп, способов работы со сложным прошлым, ре-презентации исторических событий в настоящем, функционирования сообществ памяти и т. д. Определение методологического аппарата мемори стадиз выступает в качестве движущей силы эффективного развития, универсализации и приведения к единому пониманию дальнейших исследований формирования и распространения структур коллективной памяти и взаимосвязанных концептов.

Об авторе

А. А. Нечаева
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Нечаева Александра Андреевна – соискатель ученой степени кандидата социологических наук; и.о. начальника отдела продвижения образовательных программ Санкт-Петербургского государственного университета за рубежом Управления по связям с общественностью. Автор 3 научных публикаций. Сфера научных интересов: коллективная память, нарративные структуры в коллективной памяти, мемори стадиз, социология культуры, вопросы национальной идентичности.

Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034.



Список литературы

1. Буланова М. А., Коркия Э. Д. Социологические аспекты изучения социальной памяти в трудах отечественных и зарубежных ученых // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. 2015. № 9 (28). C. 7–18.

2. Васильев А. Memory Studies: единство парадигмы – многообразие объектов // Новое литературное обозрение. 2012. № 5 (117). С. 461–480.

3. Капустина Е. Анализ текстов в социологическом исследовании // Методология и методы социологического исследования / под ред. В. И. Дудиной, Е. Э. Смирновой. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2014. C. 233–252.

4. Емельянова Т. П., Тимофеева А. Опыт использования экспрессивного рисунка в исследовании коллективной памяти у чехов // Психология человека в современном мире. Т. 5: мат. Всеросс. юб. науч. конф. / отв. ред. Журавлев А. М.: Изд-во “Ин-т психологии РАН”. 2009. С. 244–246.

5. Зубанова Л. Современное медиапространство: подходы к исследованию и принципы интерпретации // Вестн. Чел. гос. акад. культуры и искусств. 2008. № 2 (14). С. 6–17.

6. Иванова Н. Применение метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. № 3. С. 116–122.

7. Канштайнер В. Поиск смысла в воспоминаниях: методологическая критика исследований коллективной памяти / пер. Кокориной Е. // Уроки истории. ХХ век. 2014. URL: https://urokiistorii.ru/article/52227 (дата обращения: 18.11.2019).

8. Капитонова Т., Белокрылова В. Современные тенденции в исследованиях исторической памяти: философско-методологические аспекты // Ученые записки УО «ВГУ имени П. М. Машерова» . 2017. Т. 23. С. 126–130.

9. Касамара В., Сорокина А. Образ СССР и современной России в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 107–118.

10. Олик Дж. Фигурации памяти: процессо-реляционная методология, иллюстрируемая на примере Германии / пер. с анг. Д. Хлевнюк // Социологическое обозрение. 2012. Т. 11, № 1. С. 40–74.

11. Confino A. Collective Memory and Cultural history: Problems of Method // The American Historical Review. 1997. Vol. 102. Iss. 5. P. 1386–1403. https://doi.org/10.1086/ahr/102.5.1386.

12. Erll A., Rigney A. Literature and the production of cultural memory: Introduction// European Journal of English Studies. 2006. Vol. 10. Iss. 2. P. 111–115. https://doi.org/10.1080/13825570600753394.

13. Graus D., Odijk D., Rijke M. The Birth of Collective Memories: Analyzing Emerging Entities in Text Streams // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2018. pp. 7-18.

14. Hakoköngäs E. Visual Collective Memory: a Social Representations Approach. Helsinki: Publications of the Department of Social Research. 2017.

15. Keightley E. Remembering research: memory and methodology in the social sciences // International Journal of Social Research Methodology. 2010. Vol. 13. Iss. 1. P. 55–70. https://doi.org/10.1080/13645570802605440.

16. Neiger M., Meyers M., Zandberg E. (eds.) On Media Memory: Collective Memory in a New Media Age. London: Palgrave Macmillan. 2011.

17. Zelizer B. Covering the Body: the Kennedy Assassination, the Media, and the Shaping of Collective Memory. Chicago: University of Chicago Press. 1992.

18. Zelizer B. Why memory’s work on journalism does not reflect journalism’s work on memory // Memory Studies. 2008. Vol. 1. Iss. 1. P. 79–87. https://doi.org/10.1177/1750698007083891.


Рецензия

Для цитирования:


Нечаева А.А. Теоретико-методологические подходы к анализу коллективной памяти в мемори стадиз. Дискурс. 2020;6(3):46-63. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-3-46-63

For citation:


Nechaeva A.A. Theoretical and Methodological Approaches to Collective Memory Analysis in Memory Studies. Discourse. 2020;6(3):46-63. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-3-46-63

Просмотров: 1681


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)