Ценностные приоритеты современной молодежи в социальной адаптации
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-3-35-45
Аннотация
Введение. Статья посвящена исследованию ценностных установок, определяющих критерии отношения молодого человека к жизни в обществе. Базовые аксиологические установки играют ключевую роль в оценке ситуации индивидуумом, при выборе формы поведения. Цель статьи – структурный анализ системы ценностей молодых людей по возрастному и гендерному признаку. Задачи статьи определяются выявлением ценностных приоритетов молодежи в возрастной группе 15-17 лет, которые являются основанием для конструирования жизненных стратегий в социальной адаптации. Научная новизна исследования заключается в специфике рассмотрения аксиологии социальной адаптации путем измеряемых параметров мотивационной структуры личности и междисциплинарным полем исследования.
Методология и источники. Исследование ведется на теоретической базе социальной философии и психологии в рамках деятельностной концепции личности, с использованием сравнительного анализа, с применением методов психологического тестирования и стандартизированных самоотчетов по опроснику «Терминальных ценностей (ОТеЦ)» И. Г. Сенина. Исследование происходило в г. Санкт-Петербурге в мае 2019 г. В эмпирическом исследовании приняли участие 64 респондента в возрасте 15–17 лет, из которых 38 юношей и 26 девушек.
Результаты и обсуждение. Результаты эмпирического исследования представлены в виде структурной диаграммы, показывающей наглядно средний уровень выраженности базовых ценностей молодёжи в референтной группе. Выявлено, что общим приоритетом в системе терминальных ценностей юношей и девушек обладает ориентация на духовное удовлетворение в реализации жизненных планов (33%). 27 % опрошенных молодых людей в социальной адаптации ценностно ориентированы на сохранение собственной индивидуальности. Представлен сравнительный анализ ценностных приоритетов юношей и девушек, который показал различие ориентаций, мотивирующих жизненную стратегию. Для выбранной группы юношей высокий уровень значимости в процессах социальной адаптации имеют целевые ориентации на собственный престиж, активные социальные контакты и духовное удовлетворение.
Заключение. В заключении подчеркивается явно выраженная аксиологическая установка молодежи на ценность отношений в семье, с которой и юноши, и девушки связывают формирование своего интеллектуального и коммуникативного потенциала жизненной стратегии в социальной адаптации. Результаты данного исследования имеют значение для изучения базовых аксиологических установок, а выделенные типы ценностных ориентаций позволяют наметить программы формирования социальной адаптации, а также рефлексию смысла реализации поставленных целей.
Об авторах
О. Д. ШипуноваРоссия
Шипунова Ольга Дмитриевна – доктор философских наук (2004), профессор (2011), профессор кафедры общественных наук. Автор 117 научных публикаций. Сфера научных интересов: философия сознания, социальная философия.
ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург, 195251.
И. П. Березовская
Россия
Березовская Ирина Петровна – кандидат философских наук (2006), доцент (2012), доцент кафедры общественных наук; доцент кафедры истории, философии, политологии и социологии. Автор 76 научных публикаций. Сфера научных интересов: философия сознания, социальная философия.
ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург, 195251;
Московский пр., д. 9, Санкт-Петербург, 190031.
Список литературы
1. Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса. 1973. № 5. С. 20–28.
2. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданской инициативы «Содействие», 1991.
3. Лисовский В. Т. Ценности жизни и культуры современной молодёжи (социологическое исследование) // Тугариновские чтения: мат. науч. сессии. Серия «Мыслители». Вып. 1. СПб.: СПб философское общество, 2000. С. 40–44.
4. Ритцер Дж. Современные социологические теории / п ер. с англ. А. Бойков, А. Лисицына. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.
5. Turner J. C. Social identity / in A. E. Kazdin (ed.) // Encyclopedia of psychology. Washington: American Psychological Association, 2000. Vol. 7. PP. 341–343.
6. Sheldon K. M., Gunz A. Psychological needs as basic motives, not just experiential requirements // Journal of Personality. 2009. Vol. 77. Iss. 5. PP. 1467–1492. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2009.00589.x.
7. Бочаров Е. Е. Особенности самоопределения юношества в зависимости от уровня субъективного благополучия// Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2009. № 1. С. 27–31.
8. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.
9. Тугаринов В. П. Избранные философские произведения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988.
10. Березовская И. П., Шипунова О. Д. Интеллектуальные фильтры как проблема современного образования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 1 (239). С. 166–176. DOI: 10.5862/JHSS.239.21.
11. Lee M. T. Promoting Human Flourishing Beyond Foundational Concerns // Humanistic Management Journal. 2019. Vol. 4. Iss. 2. PP. 235–237. DOI: https://doi.org/10.1007/s41463-019-00065-7.
12. The Presentation of Self as Good and Right: How Value Propositions and Business Model Features are Linked in the Sharing Economy / D. Wruk, A. Oberg, J. Klutt, I. Maurer // Journal of Business Ethics. 2019. Vol. 159. Iss. 4. PP. 997–1021. DOI: https://doi.org/10.1007/s10551-019-04209-5.
13. Bergmann B. A. B., Todd N. R. Religious and Spiritual Beliefs Uniquely Predict Poverty Attributions // Social Justice Research. 2019. Vol. 32. Iss. 4. PP. 459–485. https://doi.org/10.1007/s11211-019-00335-7.
14. Together is Better: Higher Committed Relationships Increase Life Satisfaction and Reduce Loneliness / A. Bucher, A. B. Neubauer, A. Voss, C. Oetzbach // Journal of Happiness Studies. 2019. Vol. 20. Iss. 8. PP. 2445–2469. https://doi.org/10.1007/s10902-018-0057-1.
15. Stavrova O., Haarmann L. How to tell a happy person: Accuracy of subjective well being perception from texts // Motivation and Emotion. 2019. https://doi.org/10.1007/s11031-019-09815-4.
16. A multidimensional approach to measuring well-being in students: Application of the PERMA framework / M. L. Kern, L. E. Waters, A. Adler, M. White // The Journal of Positive Psychology. 2015. Vol. 10. Iss. 3. PP. 262–271. https://doi.org/10.1080/17439760.2014.936962.
17. Do Facebook status updates reflect subjective well-being? / P. Liu, W. Tov, M. Kosinski, D. J. Stillwell, L. Qiu // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2015. Vol. 18. Iss. 7. PP. 373– 379. DOI: 10.1089/cyber.2015.0022.
18. Neubauer A. B., Voss A. The structure of need fulfillment: Separating need satisfaction and dissatisfaction on between- and within-person level // European Journal of Psychological Assessment, 2018. Vol. 34. Iss. 4. PP. 220–228. https://doi.org/10.1027/1015-5759/a000326.
19. Hodges J. M., Gore J. S. Social Connections and Well-Being: With Whom Do You Identify and Why? // Psychological Studies. 2019. Vol. 64. Iss. 4. PP. 436–446. https://doi.org/10.1007/s12646-019-00506-1.
Рецензия
Для цитирования:
Шипунова О.Д., Березовская И.П. Ценностные приоритеты современной молодежи в социальной адаптации. Дискурс. 2020;6(3):35-45. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-3-35-45
For citation:
Shipunova O.D., Berezovskaya I.P. Value Priorities of Modern Youth in Social Adaptation. Discourse. 2020;6(3):35-45. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-3-35-45