Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Онтология дополненной реальности

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-2-80-96

Полный текст:

Аннотация

Введение. Целью статьи является обоснование возможности разработки онтологии дополненной реальности как особой сферы социального пространства. Проводится сравнительный анализ подходов к интерпретации реальности в философии и теоретической социологии. Сформулированы исходные положения концептуальной модели социальной реальности и социальной действительности. Вводятся и анализируются понятия актуального и виртуального социальных действий.

Методология и источники. В качестве методологического основания исследования используются основные положения феноменологической социологии: интерпретация А. Шюцем социальной реальности как фрагмента бытия, переведенного в мир интерсубъективного, и характеристика П. Бергера и Т. Лукмана реальности общества как процесса его конструирования в практической деятельности. Учтены черты дополненной реальности, выявленные в работах Р. Азумы, П. Милграма, А. Д. Кисино, Х. Папагианнис, Э. М. Ларсен, С. А. Глазковой, О. Н. Кисловой и других исследователей. Описания характеристик устройств дополненной реальности получены из отчетов руководителей исследовательских центров, занятых разработкой и внедрением цифровых технологий: университетов Лондона, Торонто и Токио, института Хассо Платтнера в Германии, финской компании Senseg, компании Disney Research, компании High Fidelity, лаборатории самосборки MIT, группы Media Lab из MIT, стартапа Detour из Сан-Франциско, компаний Google и Microsoft и др.

Результаты и обсуждение. Среда, формируемая дополненной реальностью, гораздо сложнее, чем представляется в непосредственном ее восприятии. Она включает четыре пространства: 1) предметного мира; 2) психического мира и 3) гибридного мира как симбиоза реального и воображаемого миров или же 4) симбиоза фрагментов реального мира – разорванного в пространстве и времени и совмещенного с помощью технологий в устройствах, дающих возможность индивиду присутствовать при наблюдении их совмещенного существования.

Заключение. Дополненная реальность усложняет виртуальную реальность, внося в нее помимо вымышленных характеристик содержание практических действий. Дополненная реальность, используя ресурс виртуальной реальности, переходит в действительность как основа практики. Дополненная реальность не только «постигает» мир, но находится с ним в непосредственном практическом контакте, становясь тем самым особой стороной социальной действительности.

Об авторе

В. И. Игнатьев
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Игнатьев Владимир Игоревич – доктор философских наук (1998), профессор (2000), профессор кафедры социологии и массовых коммуникаций. Академик Российской академии социальных наук, член-корреспондент Международной академии наук Высшей школы. Автор более 150 научных публикаций. Сфера научных интересов: философия и социология информатизации, социальные и антропологические аспекты изучения технологий искусственного интеллекта, проблема техносубъекта и гибридного социума, теория исторического развития, системные и резонансные процессы в обществе.

пр. К. Маркса, д. 20, Новосибирск, 630073



Список литературы

1. Azuma R. T. A Survey of Augmented Reality. 1997. URL: http://www.cs.unc.edu/~azuma/ARpresence.pdf (дата обращения: 09.12.2019).

2. Папагианнис Х. Дополненная реальность. Все, что вы хотели узнать о технологии будущего / пер. с исп. В. Г. Михайлова. М.: Эксмо, 2019.

3. Milgram P., Kishino F. A Taxonomy of Mixed Reality Visual Displays // IEICE Transactions on Information and Systems. 1994. Vol. E77-D. № 12. P. 1321-1329.

4. Глазкова С. А. «Дополненная реальность» в мобильном коммуникативном пространстве // Проблемы теоретической социологии: межвуз. сб. / отв. ред. А. О. Бороноев. СПб.: Ски-фия-Принт, T. 9. 2012. С. 113-122.

5. Шваб К., Дэвис Н. Технологии Четвертой промышленной революции / пер. с анг. К. Ахметов, А. Врублевский, В. Карпюк и др. М.: Эксмо, 2018.

6. Кислова О. Н., Николаевская А. М. Концепция дополненной реальности: от технологии к социологии // Вестн. Харьковского национального ун-та им. В. Н. Каразина. Серия «Социологические исследования современного общества: методология, теория, методы». 2016. Вып. 37. С. 49-54.

7. Дойч Д. Структура реальности. Наука параллельных вселенных / пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. 430 с.

8. Щюц А. Формирование понятий и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 526-541.

9. Schutz A. The problem of social reality. Collected Papers I. Hague: Martinus Nijhoff. 1962.

10. Д. фон Гильдебранд. Метафизика коммуникации / пер. с нем. А. И. Смирнова. СПб.: Алетейя, 2000.

11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Руткевич. М.: МЕДИУМ, 1995.

12. Share Touch, smell and taste via the internet. 2015. URL: https://www.euronews.com/2015/02/02/share-touch-smell-and-taste-via-the-internet (дата обращения: 11.12.2019).

13. The artvertiser: improved reality. 2010. http://theartvertiser.com (дата обращения: 11.12.2019).

14. Someone Built AdBlock For the Real World. 2015. URL: http://bit.ly/2woxBIC (дата обращения: 11.12.2019).

15. New Technology: Haptic Feedback for Touchscreens. 2012. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FiCqlYKRlAA (дата обращения: 12.12.2019).

16. Digital worlds that feel human. URL: http://www.ultrahaptics.com(дата обращения: 12.12.2019) .

17. Metz R. First Groupon Founder, New Tour Guide // MIT Technology Review. 2015-http://bit.ly/2u3UHDv (дата обращения: 13.12.2019).

18. Introducing Google Nose. 2013. https://youtu.be/9-P6jEMtixY (дата обращения: 14.12.2019) .

19. oNotes. URL: http://www.onotes.com (дата обращения: 14.12.2019).

20. Scentee Machina. URL: http://scentee.com (дата обращения: 14.12.2019).

21. Lombard M., Ditton T. At the Heart of It All: The Concept of Presence // Journal of Computer Mediated Communication. 1997. Vol. 3. Iss. 2. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.1997.tb00072.x.

22. MacIntyre B., Bolter J. D., Gandy M. (2004), Presence and the Aura of Meaningful Places. http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.504.2258&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 16.12.2019).

23. Morie J. The "Ultimate Selfie": Musings on the Future of our Human Identity. URL: https://www.academia.edu/8057545/The_Ultimate_Selfie_Musings_on_the_Future_of_our_Human_Id entity (дата обращения: 16.12.2019).

24. Wolf G. The_quantified_self. 2010. http://bit.ly/2w9X7Sx (дата обращения: 17.12.2019).

25. High Fidelity. URL: http://highfidelity.io (дата обращения: 17.12.2019).

26. Quantum Capture. URL: http://www.quantumcapture.com (дата обращения: 17.12.2019).

27. Soul Machines. URL: http://soulmachines.com (дата обращения: 17.12.2019).

28. Pat. № 9303095. Augmented reality help / D. McCulloch, K. Tsunoda, A. L. Lee, R. Hastings, J. Scott, Microsoft Technology Licensing, LLC (2015). USA. URL: http://bit.ly/2u1Cp5U (дата обращения: 17.12.2019) .

29. ETERNIME. URL: http://eterni.me/ (дата обращения: 17.12.2019).

30. Gartner says by 2017 Your Smartphone Will Be Smarter Than You // http://www.gartner.com/newsroom/id/2621915 (дата обращения: 18.12.2019).

31. "4D printing: buildings that can change over time". URL: http://www.bbc.com/future/story/20130709-buildings-that-can-make-themselve (дата обращения: 20.12.2019).

32. A Web-Based Tool For Controlling The Physical World. URL: http://www.realityeditor.org (дата обращения: 20.12.2019).

33. Calm Tech, Then and Now. John Seeley Brown interview. 2014. URL: http://www.johnseelybrown.com/calmtech.pdf (дата обращения: 20.12.2019).

34. Imaginary Phone. 2011. URL: http://hpi.de/baudisch/projects/imaginary-phone.html (дата обращения: 20.12.2019).

35. Imaginary interface lets you interact with invisible phone. 2011. URL: http://youtu.be/xtbRen9RYx4 (дата обращения: 20.12.2019).

36. Rosenblatt S. Hacking humans: Does Google Glass Mark the End of True Humanity? 2012. URL: http://cnet.co/2unEU1 Q (дата обращения: 22.12.2019).

37. The Everyday BCI. URL: http://www.neurable.com (дата обращения: 22.12.2019).

38. Tan Le. A headset that reards your brainwaves. 2010. URL: http://bit.ly/2unwYxF (дата обращения: 22.12.2019).


Для цитирования:


Игнатьев В.И. Онтология дополненной реальности. Дискурс. 2020;6(2):80-96. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-2-80-96

For citation:


Ignatyev V.I. Ontology of Augmented Reality. Discourse. 2020;6(2):80-96. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-2-80-96

Просмотров: 75


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)