Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Проза Джерома Сэлинджера и метафизика Жиля Делеза

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-2-29-43

Полный текст:

Аннотация

Введение. Целью данной статьи является анализ прозы Сэлинджера (цикл «Девять рассказов» (1953), на примере рассказа «Хорошо ловится рыбка-бананка» (1948) и повести «Над пропастью во ржи» (1951). Новизна данного исследования определяется тем, что анализ проводится с использованием принципов, лежащих в основе метафизики французского пост-структуралиста Жиля Делеза (в частности, подытоженных в работе «Различие и повторение» (1968). Актуальность исследования определяется тем, что подобный анализ позволяет определить основные тенденции развития нарратива пост-авангарда, определить основные отличия в концепциях, лежащих в основе создания музыки и художественных произведений послевоенной эпохи.

Методология и источники. Применяемый метод исследования обозначен нами как структурно-семантический анализ. В статье используются некоторые положения метафизики Жиля Делеза, которые нашли отражение в книге «Различие-повторение», анализируются в научных работах по теории искусства пост-авангарда. Данные положения позволяют выявить изоморфные связи, на которых строятся произведения Сэлинджера, определить структуру его произведений.

Результаты и обсуждение. Сращивание кристаллообразной, зеркальноизоморфной структуры рассказов и фрагментов реального опыта чувств и ощущений героев создают собственное даже не «изображение», как пишет исследовательница И. Галинская, а «живую, звуковую тень рисунка», что позволяет не трактовать события в произведениях Сэлинджера, а создает особое настроение, ощущение у читателя. В этом смысле забавно замечание известного теоретика постмодернизма Хассана в отношении того, что в постмодернистской литературе место «Бога-Отца» занимает «Дух-Святой», что во многом соответствует концепту «ризомы» Делеза, положениях о ри-зоморфности причинно-следственных связей, «шизоанализе», а, следовательно, и специфик нового типа нарратива. Основные смыслы и значения в прозе Сэлинджера реализуются вне слов и понятий, вне сюжетной линии или композиции, проступают вместе с открытой, но достаточно стройной структурой, словно помимо воли автора. Нарочитая простота, минимальная лексическая загруженность, отсутствие явных причинно-следственных связей создают ощущение «транса», которое заставляет перечитывать рассказ вновь и вновь в попытке найти точную интерпретацию.

Заключение. В одном из самых грустных рассказов Сэлинджера о судьбе послевоенного поколения возникает ощущение потустороннего, иного присутствия. Серия «статических повторений» (сюжетных ходов, мотивов, техник, лексических единиц) дает ощущение «различия», понимания, также как пристальное внимание к ситуации дает новые возможности решений и действий.

Об авторах

Н. Ф. Щербак
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Щербак Нина Феликсовна - кандидат филологических наук (2015), доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии.

Университетская наб., д. 11, Санкт-Петербург, 199034



А. Таунай
Универстите Бейра Интериор
Португалия

Альфредо Таунай - аспирант кафедры медиа-исследований, научный сотрудник центра LABCOM университета Бейра Интериор, Конвенто Санто Антонио.

6201-001 Ковильян


Список литературы

1. Делез Ж. Различие и повторение / пер. с фр. Н. Б. Маньковской. СПб.: Петрополис, 1998.

2. Лаврова С. В. «Логика смысла» новой музыки. Опыт структурно-семиотического анализа на примере творчества Хельмута Лахенманна и Сальваторе Шаррино. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013.

3. Williams J. Difference and Repetition // The Cambridge companion to Deleuze / D. Smith, H. Somers-Hall (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2012. P. 33-54. DOI: https://doi.org/10.1017/CCO9780511753657.

4. Hughes J. Deleuze's Difference and Repetition. A Reader's Guide. N.Y., London: Continuum, 2009.

5. Deleuze G. Cinema 2. L'lmage-temps. Paris: Les Editions de Minuit, 1985.

6. Zourabichvili F. Le vocabulaire de Deleuze. Paris: Ellipses, 2003.

7. Simondon G. L'individuation a la lumiere des notions de forme et d'information. Grenoble: Gerome Millon, 2005.

8. Скопин Д. Мембрана и жизнь в складках: Жильбер Симондон и Жиль Делёз // Синий диван. 2011. № 16. С. 236-243.

9. Успенский Б. А. Семиотика искусства: монография. М.: Языки русской культуры, 1995.

10. Женетт Ж. Фигуры: в 2-х т. / пер с фр. Е. Васильевой, Е. Гальцовой, Е. Гречаной и др. М.: Изд-во им. Сабашниковых, Т. 1. 1998.

11. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, Прогресс, 1992.

12. Колотов А. А. А(у)топичность хронотопа (на примере трех романов Вирджинии Вулф) // Культура и текст: мат. междунар. науч. конф., 10-11 сент. 1996 г. / вып. 1. Литературоведение. Ч. II. СПб. - Барнаул: БГПУ, 1997. С. 122-124.

13. Галинская И. Л. Загадки известных книг. Тайнопись Сэлинджера. Шифры Михаила Булгакова. М.: Наука, 1986.

14. Славенски К. Дж. Д. Сэлинджер. Идя через рожь / пер. Д. А. Карельского, А. Дорошевича. М.: Колибри, 2012.

15. Эко У. Открытое произведение / пер. А. Шурбелева. СПб.: Академический проект, 2004.

16. Salinger J.D. Nine stories. URL: https://materlakes.enschool.org/ourpages/auto/2013/2/25/50973306/Nine_Stories_by_J_D__Salinger.pdf (дата обращения: 27.01.2020).

17. Вулис А. З. Литературные зеркала. М.: Советский писатель, 1991

18. Заболотная O. Д. Система энантиоморфизма в творчестве В. В. Набокова: автореф. дис. ... канд. филол. наук / МПГУ, Москва, 2004.

19. Лаврова С. В., Щербак Н. Ф. Выразимые и невыразимые элементы музыкального и литературных языков. Роман «Ада» Владимира Набокова и новая музыка // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. Т. 5, № 2. 2015. С. 19-33.

20. Deleuze, G. (1994), Difference and repetition, translated by Paul Patton, Columbia University Press, New York, 1994

21. Бегбедер Ф. Уна & Сэлинджер / пер. Н. Хотинской. СПб.: Азбука, 2015.

22. Baldwin, S.P. Cliffs Notes on Salinger's "The Catcher in the Rye". London: Cliffsnotes, 2000.

23. Salinger J. D. The Catcher in the rye. URL: http://lib.ru/SELINGER/sel_engl.txt (дата обращения: 13.11.2019).

24. Beidler P. G. A. Reader's Companion to J. D. Salinger's The Catcher in the Rye. London: Coffee town Press, 2011.

25. Hassan I. Toward a Concept of Postmodernism // The postmodern turn: essays in postmodern theory and culture. Columbus: Ohio State University Press, 1987.


Для цитирования:


Щербак Н.Ф., Таунай А. Проза Джерома Сэлинджера и метафизика Жиля Делеза. Дискурс. 2020;6(2):29-43. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-2-29-43

For citation:


Shcherbak N.F., Taunay A. The Prose by Salinger and the Metaphysics of Gilles Deleuze. Discourse. 2020;6(2):29-43. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-2-29-43

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)