Проза Джерома Сэлинджера и метафизика Жиля Делеза
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-2-29-43
Аннотация
Введение. Целью статьи является анализ прозы Джерома Сэлинджера (цикл «Девять рассказов» (1953), на примере рассказа «Хорошо ловится рыбка-бананка» (1948) и повести «Над пропастью во ржи» (1951). Новизна исследования заключается в использовании принципов, лежащих в основе метафизики французского пост-структуралиста Жиля Делеза (в частности, подытоженных в работе «Различие и повторение» (1968)). Подобный анализ позволяет определить основные тенденции развития нарратива пост-авангарда, отличия в концепциях, лежащих в основе создания музыки и художественных произведений послевоенной эпохи.
Методология и источники. Применяемый метод исследования обозначен как структурно-семантический анализ. В статье используются некоторые положения метафизики Жиля Делеза, нашедшие отражение в книге «Различие и повторение», в научных работах по теории искусства пост-авангарда. Данные положения позволяют выявить изоморфные связи, на которых строятся произведения Сэлинджера, определить структуру его произведений.
Результаты и обсуждение. Сращивание кристаллообразной, зеркально-изоморфной структуры рассказов и фрагментов реального опыта чувств и ощущений героев создают собственное даже не «изображение», как пишет исследовательница И. Галинская, а «живую, звуковую тень рисунка», что позволяет не трактовать события в произведениях Сэлинджера, а создает особое настроение, ощущение у читателя. В этом смысле забавно замечание известного теоретика постмодернизма Хассана в отношении того, что в постмодернистской литературе место «Бога-Отца» занимает «ДухСвятой», что во многом соответствует концепту «ризомы» Делеза, положениях о ризоморфности причинно-следственных связей, «шизоанализе», а, следовательно, и спецификe нового типа нарратива. Основные смыслы и значения в прозе Сэлинджера реализуются вне слов и понятий, вне сюжетной линии или композиции, проступают вместе с открытой, но достаточно стройной структурой, словно помимо воли автора. Нарочитая простота, минимальная лексическая загруженность, отсутствие явных причинно-следственных связей создают ощущение «транса», которое заставляет перечитывать рассказ вновь и вновь в попытке найти точную интерпретацию.
Заключение. В одном из самых грустных рассказов Сэлинджера о судьбе послевоенного поколения возникает ощущение потустороннего, иного присутствия. Серия «статических повторений» (сюжетных ходов, мотивов, техник, лексических единиц) дает ощущение «различия», понимания, также как пристальное внимание к ситуации дает новые возможности решений и действий.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Ф. ЩербакРоссия
Щербак Нина Феликсовна – кандидат филологических наук (2015), доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии Автор более 150 научных публикаций, монографий и научно-популярных книг. Сфера научных интересов: современная литературоведческая теория, нарратология, когнитивная лингвистика.
Университетская наб., д. 11, Санкт-Петербург, 199034
А. Таунай
Португалия
Альфредо Таунай – аспирант кафедры медиа-исследований, научный сотрудник центра LABCOM; магистр (2018) искусств в области медиа-исследований; научный сотрудник Фонда поддержки научных исследований и научно-технического развития Мараньяо, ФЕПАМА. Автор ряда статей и документальных фильмов. Сфера научных интересов: нарратология, медиа-исследования.
Конвенто Санто Антонио, 6201-001 Ковильян
Список литературы
1. Делез Ж. Различие и повторение / пер. с фр. Н. Б. Маньковской. СПб.: Петрополис, 1998.
2. Лаврова С. В. «Логика смысла» новой музыки. Опыт структурно-семиотического анализа на примере творчества Хельмута Лахенманна и Сальваторе Шаррино. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013.
3. Williams J. Difference and Repetition // The Cambridge companion to Deleuze / D. Smith, H. Somers-Hall (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2012. P. 33-54. DOI: https://doi.org/10.1017/CCO9780511753657.
4. Hughes J. Deleuze's Difference and Repetition. A Reader's Guide. N.Y., London: Continuum, 2009.
5. Deleuze G. Cinema 2. L'lmage-temps. Paris: Les Editions de Minuit, 1985.
6. Zourabichvili F. Le vocabulaire de Deleuze. Paris: Ellipses, 2003.
7. Simondon G. L'individuation a la lumiere des notions de forme et d'information. Grenoble: Gerome Millon, 2005.
8. Скопин Д. Мембрана и жизнь в складках: Жильбер Симондон и Жиль Делёз // Синий диван. 2011. № 16. С. 236-243.
9. Успенский Б. А. Семиотика искусства: монография. М.: Языки русской культуры, 1995.
10. Женетт Ж. Фигуры: в 2-х т. / пер с фр. Е. Васильевой, Е. Гальцовой, Е. Гречаной и др. М.: Изд-во им. Сабашниковых, Т. 1. 1998.
11. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, Прогресс, 1992.
12. Колотов А. А. А(у)топичность хронотопа (на примере трех романов Вирджинии Вулф) // Культура и текст: мат. междунар. науч. конф., 10-11 сент. 1996 г. / вып. 1. Литературоведение. Ч. II. СПб. - Барнаул: БГПУ, 1997. С. 122-124.
13. Галинская И. Л. Загадки известных книг. Тайнопись Сэлинджера. Шифры Михаила Булгакова. М.: Наука, 1986.
14. Славенски К. Дж. Д. Сэлинджер. Идя через рожь / пер. Д. А. Карельского, А. Дорошевича. М.: Колибри, 2012.
15. Эко У. Открытое произведение / пер. А. Шурбелева. СПб.: Академический проект, 2004.
16. Salinger J.D. Nine stories. URL: https://materlakes.enschool.org/ourpages/auto/2013/2/25/50973306/Nine_Stories_by_J_D__Salinger.pdf (дата обращения: 27.01.2020).
17. Вулис А. З. Литературные зеркала. М.: Советский писатель, 1991
18. Заболотная O. Д. Система энантиоморфизма в творчестве В. В. Набокова: автореф. дис. ... канд. филол. наук / МПГУ, Москва, 2004.
19. Лаврова С. В., Щербак Н. Ф. Выразимые и невыразимые элементы музыкального и литературных языков. Роман «Ада» Владимира Набокова и новая музыка // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. Т. 5, № 2. 2015. С. 19-33.
20. Deleuze, G. (1994), Difference and repetition, translated by Paul Patton, Columbia University Press, New York, 1994
21. Бегбедер Ф. Уна & Сэлинджер / пер. Н. Хотинской. СПб.: Азбука, 2015.
22. Baldwin, S.P. Cliffs Notes on Salinger's "The Catcher in the Rye". London: Cliffsnotes, 2000.
23. Salinger J. D. The Catcher in the rye. URL: http://lib.ru/SELINGER/sel_engl.txt (дата обращения: 13.11.2019).
24. Beidler P. G. A. Reader's Companion to J. D. Salinger's The Catcher in the Rye. London: Coffee town Press, 2011.
25. Hassan I. Toward a Concept of Postmodernism // The postmodern turn: essays in postmodern theory and culture. Columbus: Ohio State University Press, 1987.
Рецензия
Для цитирования:
Щербак Н.Ф., Таунай А. Проза Джерома Сэлинджера и метафизика Жиля Делеза. Дискурс. 2020;6(2):29-43. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-2-29-43
For citation:
Shcherbak N.F., Taunay A. The Prose by Salinger and the Metaphysics of Gilles Deleuze. Discourse. 2020;6(2):29-43. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-2-29-43