Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Философия трансцендентализма, сетевые концепты и американская поэзия

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-1-106-120

Полный текст:

Аннотация

Введение. Целью статьи является критическое описание философии трансцендентализма, разработанной (среди прочих последователей) американским философом XIX в. Ральфом Эмерсоном, одним из ее основателей. Трансцендентализм впервые рассматривается как ключевая философская база, необходимая при анализе сетевых концептов, представленных как современная парадигма культуры и социального развития, необходимый инструмент для изучения литературных текстов и поэзии. Актуальность исследования обусловлена безусловной значимостью сетевых концептов (современной формы выражения трансцендентного) как основы современной литературной парадигмы.

Методология и источники. Выбранная методология включает в себя структурно-семантическое изучение текстов Эмерсона, анализ взглядов современных философов языка и литературоведов (Левина, Шобера, Фолсома) на сетевые концепты как основу современных социальных схем, принципов интернет-коммуникации, построения художественных и поэтических текстов. Анализ поэтических текстов проводится посредством сравнения основных моделей стихосложения, которые используются американскими поэтами в зависимости от эпохи и действующей эстетической парадигмы.

Результаты и обсуждение. Результаты исследования дают основание предположить, что философия трансцендентализма (которая ставила задачей дать представление о гармоничном и динамичном космическом принципе), позволяет увидеть аналогичные принципы, обозначенные в работах выдающихся современных философов (таких как Жиль Делез). Данные философские концепции оказываются наиболее продуктивными при анализе художественных и поэтических произведений, а также при выявлении особенностей развития художественной (эстетической парадигмы). В исследовании были обозначены четыре модели развития эстетической парадигмы при реализации мотива трансцендентного в поэзии: 1) романтическая поэзия концентрируется на эмоциях автора (его собственный трансцендентный модус); 2) в модернистской поэзии язык используется в качестве передачи основного смысла, поэзия становится средством выражения трансцендентного; 3) некоторые авторы комбинируют политические и трансцендентные мотивы; 4) в пост-колониальной поэзии мотив памяти создает дополнительную коннотацию трансцендентного, перенося его из сферы «вечности» в сферу «обыденного».

Заключение. Трансцендентализм позволяет увидеть общие закономерности развития и инноваций на социокультурной сцене, характерных для современной эстетической парадигмы. Основные положения пост-структуралисткой философской концепции (на примере Жиля Делеза) непосредственно применимы к изучению современных литературных текстов, а возможно, и социальных процессов.

Об авторах

Н. Ф. Щербак
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Щербак Нина Феликсовна – кандидат филологических наук (2015), доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии. Автор более 150 научных публикаций, монографий и научно-популярных книг. Сфера научных интересов: современная литературоведческая теория, нарратология, когнитивная лингвистика.

Университетская наб., д. 11, Санкт-Петербург, 199034



А. И. Герус
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Герус Алена Игоревна – студентка (2 курс, магистратура) кафедры английской филологии и лингвокультурологии. Автор нескольких научных публикаций. Сфера научных интересов: прагмалингвистика, нарратология, когнитивная лингвистика.

Университетская наб., д. 11, Санкт-Петербург, 199034



Список литературы

1. Sсhober R. Network concepts. Transcending Boundaries: The Network Concept in NineteenthCentury American Philosophy and Literature // American Literature. 2014. Vol. 86, № 3. DOI: https://doi.org/10.1215/00029831-2717389.

2. Emerson R. W. Selected Essays. N.Y.: Penguin, 1982.

3. Ральф Уолдо Эмерсон: натуралист души / пер. Э. Эдингера. URL: https://castalia.ru/perewody/yungiantsy-blizhnij-krug/2943-edvard-edinger-ralf-uoldo-emerson-naturalist-dushi.html (дата обращения: 20.11.2019).

4. Kazin А. Introduction // The essays of Ralph Waldo Emerson. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1979. P. VII–XIX.

5. Folsom E. Transcendental Poetics: Emerson, Higginson, and the Rise of Whitman and Dickinson // The Oxford Handbook of Transcendentalism / S. H. Petrulionis, L. D. Walls, J. Myerson (ed.), Oxford: Oxford Univ. Press, 2010. P. 263–290. DOI: https://dx.doi.org/10.1093/oxfordhb/9780195331035.013.0019.

6. Gura P. F. American Transcendentalism: A History. N.Y.: Hill and Wang, 2008.

7. Newfield C. The Emerson Effect: Individualism and Submission in America. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1996.

8. Levin J. The Poetics of Transition: Emerson, Pragmatism, and American Literary Modernism. Durham: Duke Univ. Press Books, 1999.

9. Deleuze G., Guattari F. Anti-OEdipus / transl. by R. Hurley, M. Seem, H. R. Lane. London: Continuum, 1972.

10. Deleuze G., Guattari F. A thousand plateaus: capitalism and schizophrenia / transl. by B. Massumi. Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 2005.

11. Yus F. Cyberpragmatics. Internet-mediated communication in context. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2011. DOI: https://doi.org/10.1075/pbns.213.

12. Turkle Sh. Constructions and reconstructions of self in virtual reality: playing in the MUDs // Mind, culture and activity, 1994. Vol. 1. № 3. P. 158–167.

13. Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. Л.: Худ. лит., 1984.

14. Poe E. A. Annabel Lee. URL: https://www.tania-soleil.com/edgar-allan-poe-annabel-lee/ (дата обращения: 01.07.2019).

15. Fenollosa E. The Chinese Written character as a Medium of poetry / transl. by Ez. Pound, Washington: Square Dollar Series, 1951.

16. П. А. Флоренский и культура его времени / под ред. М. Хагемайстера, Н. Каухчишвили. Marburg: Blaue Hörner, 1995.

17. Eliot T. S. Selected essays. London: Faber and Faber, 1953.

18. Perloff M. 21st Century Modernism. The “New” Poetics. Oxford: Blackwell Publishers, 2002.

19. Bernstein Ch. Content’s Dream Essays. 1975–84. L.A.: Sun and Moon, 1986.

20. Davidson M. From Act to Speech act // Artifice and Indeterminacy: An Anthology of New poetics / Ch. Beach (ed.) Tuscaloosa, Alabama and London: Univ. Alabama Press, 1998.

21. Heinan L. The language of inquiry. Berkeley: Univ. of California Press, 2000. P. 296–317.

22. Selected Prose of T. S. Eliot / Kermode Fr. (ed.). N.Y.: Harcourt Brace, 1975.

23. McCaffery S. The cheat of words, Toronto: ECW Press, 1996.

24. Wittgenstein L. Culture and value / transl. by P. Winch; G. H. Wright, H. Nyman (ed.), Chicago: Univ. of Chicago Press, 1980.

25. Whitman W. Starting from Paumanok // Leaves of Grass. N.Y.: New American Library, 2005. P. 11–22.

26. Смирнов И. П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.: Новое лит. обозрение, 1994.

27. Judith Cofer Ortiz. The Latin Deli: An Ars Poetica. URL: https://www.slideserve.com/homer/presidingover-a-formica-counter-plastic-mother-and-child-magnetized (дата обращения: 19.12.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Щербак Н.Ф., Герус А.И. Философия трансцендентализма, сетевые концепты и американская поэзия. Дискурс. 2020;6(1):106-120. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-1-106-120

For citation:


Shcherbak N.F., Gerus A.I. Transcendentalism, Network Concepts and American Poetry. Discourse. 2020;6(1):106-120. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-1-106-120

Просмотров: 282


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)