Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Перспективы «книжной культуры» в контексте медиатизации образования

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-6-5-15

Полный текст:

Аннотация

Введение.В современную эпоху развития медиа с неизбежностью переосмысливается социокультурный статус книги. Доминирующими средствами передачи и сохранения информации как в культуре в целом, так и в системе образования сегодня являются digital-устройства, которые, казалось бы, полностью способны заменить книгу. Исследование направлено на проблематизацию самого понятия «книжная культура», а также на выявление актуальности книжной культуры в условиях медиального поворота последней трети ХХ - начала XXI вв., в частности в системе образования.

Методология и источники. Методологически работа базируется на культурфило-софском анализе исследовательской литературы.

Результаты и обсуждение. Рассмотрен феномен «книжной культуры», трансформирующийся под воздействием новых digital-технологий и digital-устройств. Проанализирована ситуация, когда поколение преподавателей книжной культуры и книжного типа мышления сталкивается с необходимостью овладевать digital-технологиями и осваиваться в цифровой среде в то время, когда в школы и университеты приходит поколение digital native, для которого цифровая культура является не предметом научения, а естественной средой обитания с рождения.

Книжная культура, как и медиакультура или устная традиция, формирует определенный тип восприятия мира, задает логику мышления, что особенно важно в педагогическом процессе, когда формируются навыки осмысленной вдумчивой работы с текстом.

С книгой читатель вступает в диалогические отношения, она индивидуализирована, чего нельзя сказать о digital-устройствах, которые воспринимаются и используются в большей степени исключительно функционально. Наполнение педагогического процесса digital-устройствами и визуальной информацией не исключает по-прежнему огромного значения личности преподавателя, но требует наблюдения и осмысления с тем, чтобы понимать последствия (плюсы и минусы) такой медиатизации.

Заключение. Можно предположить, что книга останется основной формой представления знания и фундаментом процесса образования. Однако книжная культура как целостное и ценностное отношение к миру уступает главенство медиакультуре, что должно повлечь корректировку методов и методик преподавания, а также уточнение целей образования.

Об авторах

К. Г. Антонян
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Антонян Карина Георгиевна - кандидат культурологии (2003), доцент (2010), доцент кафедры теории и истории культуры.

Наб. реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186



Н. А. Соколова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Соколова Нина Александровна - кандидат философских наук (2005), доцент Высшей школы общественных наук.

Ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург, 195251



Список литературы

1. Иванова Л. Г. Книжная культура, книжность: к определению понятий // Вестн. ПНИПУ. Культура, история, философии, право. 2010. № 2 (23). С. 40-47.

2. Сидоров А. А. Искусство книги. М.: Комлайн Рус, 2013.

3. Кривич Н. А. Книжная культура // Прикладная культурология. Энциклопедия / сост. и науч. ред. И. М. Быховская. М.: Согласие, 2019. С. 428-431.

4. Кривич Н. А., Чукуров А. Ю. Книжная культура: вызовы современности // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 4. С. 110-114.

5. Лютов С. Н. Книжная культура в многообразии понятий и исследовательских подходов // Вестн. культуры и искусств. 2017. № 4 (52). С. 9-16.

6. Клейменова О. К. Самовоспроизводство культуры в системе координат современного социокультурного пространства: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / ТГУ им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2011. URL: http://www.dissercat.com/content/samovosproizvodstvo-kultury-v-sisteme-koordinat-sovremennogo-sotsiokulturnogo-prostranstva (дата обращения: 05.02.2019).

7. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры / пер. А. Юдина. Киев: Ника-Центр, 2003.

8. Эко У., Карьер Ж.-К. Не надейтесь избавиться от книг! / пер. О. Акимовой. СПб.: Simposium, 2010. URL: http://www.pseudology.org/Eco_Umberto/Ne_nadeites_izbavi_ot_knig2.pdf (дата обращения: 01.02.2019).

9. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eko/Int_Gutten.php (дата обращения: 01.02.2019).

10. Baron D. A Better Pencil: Readers, Writers, and the Digital Revolution, New York: Oxford Univ. Press, 2009.

11. Моретти Ф. Дальнее чтение / пер. с англ. А. Вдовина, О. Собчука, А. Шели. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016.

12. Коммуникационные тренды в эпоху постграмотности: полилингвизм и поликультурность / под ред. М. О. Гузиковой, М. Ю. Гудовой. Екатеринбург: Изд-во Урал. фед. ун-та, 2017.

13. Ярин А. Постман Н. Исчезновение детства: реферат // Отечественные записки. 2004. № 3 (18). С. 17-30. URL: http://www.strana-oz.ru/2004Z3/ischeznovenie-detstva (дата обращения: 19.09.2018).

14. Mangen A., Walgermo B., Brannick K. Reading linear texts on paper versus computer screen: Effects on reading comprehension // International J. of Educational Research. 2013. Vol. 58. P. 61-68. URL: https://www.renevanmaarsseveen.nl/wp-content/uploads/overig4/Reading_linear_texts_on_paper_vs_computers_14552.pdf (дата обращения: 05.02.2019).

15. Selwyn N. The digital native - myth and reality // Aslib Proceedings. 2009. Vol. 61 (4). URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/00012530910973776/full/html?skipTracking= true (дата обращения: 01.02.2019). DOI https://doi.org/10.1108/00012530910973776.

16. Мид М. Культура и мир детства / пep. Ю. А. Асеева. М.: Наука, 1988.

17. Нечаев В. Д., Дурнева Е. Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36-45. URL: http://sevcbs.ru/main/wp-content/uploads/2016/05/Statya-k-zhurnalu-Pedagogika-2016—1.pdf (дата обращения: 05.02.2019).

18. Левшина О. Н. Идея «self-made man»: особенности восприятия в США и России // Общество: философия, история, культура. 2017. № 1. С. 140-142. DOI: https://doi.org/10.24158/fik.2017.132.

19. Бурдье П. Формы капитала / пер. М. С. Добряковой // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60-74. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205039/ecsoc_t3_n5.pdf (дата обращения: 01.02.2019).

20. Фрумкин К. Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры // Ineternum. 2010. Т. 1, c. 26-36.

21. The pros and cons of distance learning / N. A. Sokolova, A. A. Pylkin, O. A. Stroganova, K. G. Antonian // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 2018, P. 1478-1486, DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.157 (дата обращения: 05.02.2019).

22. Антонян К. Г. Медиафанатство как культурно-психологический феномен // Вестн. психофизиологии. 2015. № 3. С. 57-60.

23. Инюшина И. А. Книга в визуальной семиологии Умберто Эко // История. Семиотика. Культура: сб. материалов Всерос. науч. конф. / Самарский ун-т. Самара, 2017. С. 116-125.


Для цитирования:


Антонян К.Г., Соколова Н.А. Перспективы «книжной культуры» в контексте медиатизации образования. Дискурс. 2019;5(6):5-15. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-6-5-15

For citation:


Antonian K.G., Sokolova N.A. Prospects for “Book Culture" in the Context of Education Mediation. Discourse. 2019;5(6):5-15. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-6-5-15

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)