Библиотека как форма коммуникации культур
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-5-41-54
Аннотация
Введение. Усиление интереса к истории книжной культуры, изучению культурных связей, а также расширение международных контактов между библиотеками привело к поиску новых моделей книжного и культурного обмена. Библиотека как социальный институт является одним из важных элементов общества, интегрированной в его социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру. Помимо культурно-исторических документов она предоставляет социально значимую информацию различным слоям населения, занимается архивированием информации, выявлением ее значимости и достоверности. Тем самым библиотека удовлетворяет разнообразные потребности в значимой информации, становится посредником между знаниями и обществом, между автором и читателем. Изменения, происходящие в политической, социальной и духовной сферах, отражаются и на деятельности библиотек. Особую значимость обретает исследование коммуникативных практик. К формам культурного взаимодействия можно отнести международное сотрудничество, обмен не только книгами, но и информационными технологиями.
Методология и источники. Методологически работа базируется на культурноисторическом и социально-философском анализе исследовательской литературы.
Результаты и обсуждение. Библиотека рассматривается как медиум межкультурной коммуникации, как форма взаимосвязи культур. Ее главной функцией становится сохранение и популяризация многообразия культур, развитие этнических и национальных традиций общества. Библиотеки являются одной из форм культурного и информационного обмена. Поэтому информационный подход должен быть дополнен социально-философским и культурологическим подходом, рассматривающим библиотеку как форму взаимосвязи культур. Их реорганизация на этой основе будет способствовать становлению интеллектуально и культурно образованного человечества, которое будет решать конфликты мирным путем диалога и сотрудничества. Используя терминологию Е. Ю. Гениевой, автор на примере истории распространения книг выявляет различные коммуникативные практики и формы культурного взаимодействия. К ним можно отнести международное сотрудничество, обмен знаниями и культурными ценностями, собрание своих и чужих текстов, библиотечное краеведение. Результатом исследования является осмысление роли библиотек в расширении и развитии мирового сообщества. Поиск оптимальных способов встречи читателя и книги, эффективных способов освоения текстов способствует решению проблемы межкультурной коммуникации.
Заключение. Глобализация и цифровизация изменяют способы общения, чтения и восприятия информации. Увеличение многообразия ресурсов стимулирует интерес к самообразованию и дистанционному обучению. В настоящее время возрастает роль библиотек в документально-информационных процессах, архивировании и представлении информации. Они становятся эффективной платформой для самообразования и онлайн-обучения. Читатель воспринимает книгу в совокупности текстовых и визуальных форм, используя при этом в качестве инструмента поиска информационные и интерактивные технологии, различные интернет-ресурсы. Помимо этого, библиотеки ориентированы на международное сотрудничество и культурный диалог. Организация выездных экспозиций, создание общих информационных ресурсов, презентации книг и издательские проекты способствуют раскрытию культурного наследия и книжных фондов.
Ключевые слова
Об авторе
Т. Б. МарковаРоссия
Маркова Татьяна Борисовна – доктор философских наук (2009), заведующая сектором библиотековедения Научно-исследовательского отдела библиографии и библиотековедения
Биржевая линия, д. 1, В. О., Санкт-Петербург, 199034
Список литературы
1. Зиновьев А. А. Русский эксперимент. М.: L’age d’Homme – Наш дом, 1995.
2. Расторгуев С. П. Информационная война. Проблемы и модели: экзистенциальная математика. М.: Гелиос АРВ, 2006.
3. Чубарьян О. С. Общее библиотековедение: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Книга, 1976.
4. Столяров Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. М.: Книга, 1981.
5. Мотульский Р. С. Общее библиотековедение: учеб. пособие для вузов. М.: Либерея, 2004.
6. Добрынина Н. Е. Теоретические и практические основы интернационализации чтения в массовых библиотеках СССР: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. М.: 1985.
7. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном многообразии. URL: https://www.ifap.ru/ ofdocs/unesco/culture.htm (дата обращения: 18.03.2019).
8. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991.
9. Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. М.: РОССПЭН, 2005.
10. Балыкина Г. А Социально-философский анализ коммуникативных практик: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Поволж. акад. гос. службы им. П. А. Столыпина. Саратов, 2010.
11. Ванеев А. Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР (1917–1959 гг.): учеб. пособие. Л.: ЛГИК, 1976.
12. Крейденко В. С. Из предисловия к книге «Библиотекарь и читатель: проблемы общения» // Крейденко В. С. Избранные труды: к 85-летию со дня рождения автора / общ. ред. А. Н. Ванеева. СПб., 2015. С. 129–132.
13. Добрынина Н. Е. Мультикультурная работа библиотеки: новое и традиционное // Вестн. Библиотечной ассамблеи Евразии. 2011. № 2. С. 28–31.
14. Джерелиевская И. К. Библиотека и рыночные отношения // Научные и технические библиотеки. 1993. № 5. С. 20–32.
15. Езова С. А. Библиотекарь и читатель: типы поведения: науч.-метод. пособие. М.: Либерея-Бибинформ, 2009.
16. Мейжис И. А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания: учеб. пособие. Николаев, 1994.
17. Леонов В. П. Очерк эволюции поэтики библиографии. СПб.: Европейский дом, 2017.
18. Тараненко Л. Г. Библиотечное краеведение в электронной среде: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Изд-во КемГИК. Кемерово, 2019.
19. Щерба Н. Н. Библиотечное и библиографическое краеведение: сб. посл. ст. / сост. А. В. Маркина-Щерба. М.: Кн. палата, 1995.
20. Современная краеведческая деятельность библиотеки в цифровом формате: материалы межрегион. науч.-практ. конф., Челябинск, 25 сент. 2015 г. / М-во культуры Челяб. обл.; Рос. Библ. ассоц.; Рос. нац. б-ка; Президент. б-ка им. Б. Н. Ельцина; Челяб. обл. ун-т; науч. б-ка, Челябинск, 2015, URL:http://chelreglib.ru/media/files/resources/editions/sovremennya_kraevedcheskaya_deyatelnost.pdf (дата обращения: 18.03.2019).
21. К Обществам знания: всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж, 2005. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdf (дата обращения: 18.03.2019).
22. Ратникова Е. И. Интеллектуализация личности и публичная библиотека // Библиотечный социальный институт: новые акценты и аспекты: проблемно-ориентированный науч. сб. / сост. М. И. Акилина. М.: Пашков дом, 2013. С. 116–127.
Рецензия
Для цитирования:
Маркова Т.Б. Библиотека как форма коммуникации культур. Дискурс. 2019;5(5):41-54. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-5-41-54
For citation:
Markova T.B. The Library as a Form of Cultures Communication. Discourse. 2019;5(5):41-54. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-5-41-54